Япония: молодёжь отправляется в мегаполисы, а маленькие города умирают
Быть может население мира и растёт и при этом число пенсионеров растёт быстрее, чем когда-либо, но парадокс стареющего населения не в том, что мир становится всё более густонаселённым, а в том, что огромные области превращаются в обезлюдевшие.
На первый взгляд Киёсато не похоже на место, борющееся за своё существование. На фоне огромных полей картофеля, кукурузы и свеклы рядами стоят старинные домики, также имеется и общественный центр. Но, за исключением далёкого гула трактора, в городе тихо и на улицах почти пусто. Непонятно, как в Киёсато ещё теплится жизнь. И в таком состоянии, по данным правительства страны, находятся более 60 тыс. японских городов, которые вынуждены «сражаться» на два фронта: с сокращением рождаемости и увеличением продолжительности жизни (86,05 лет для женщин и 79,29 лет для мужчин).
Доля пожилых граждан в Японии является одной из самых крупных в мире и составляет 22,5% от 127 млн. человек, тогда как доля граждан в возрасте до 15 лет, напротив, является самой незначительной и составляет всего 13%. Из проживающих в сельской местности более двух человек из пяти находятся в возрасте старше 65 лет, помимо этого пожилые граждане составляют больше половины приблизительно 8 тыс. городков и деревень.
Демографы предполагают, что в течение ближайших 50 лет население Японии сократится со 127 млн. человек до 100 миллионов. За последние 10 лет здесь исчезли около 200 населённых пунктов. Больше всего аналогичная угроза нависла над Хоккайдо, где опасность грозит около 10% городов, причём больше половины из них, как ожидается, канут в Лету в течение ближайших 10 лет.
Численность населения Киёсато в начале 1960-х гг. находилась на своём пике (11 тыс. человек), тогда как сейчас местных жителей насчитывается только 4675 человек. Почти треть жителей находится в возрасте старше 65 лет, что на 10% выше, чем в среднем по стране. В пяти местных начальных школах учатся в общей сложности 318 человек, причём самую маленькую из них посещают только 48 детей.
По словам Хидэаки Окуямы (Hideaki Okuyama) из местной торговой палаты, в год город теряет около 70 человек, а низкий коэффициент рождаемости по стране означает, что будущее Киёсато выглядит ещё более мрачным.
55-летний Такэси Кацумата (Takeshi Katsumata) практически согласился, что когда он выйдет на пенсию, то потеряет свою 30-гектарную ферму, где его семья на протяжении трёх поколений выращивала картофель и другие зерновые культуры.
«Я не думаю, что моя 14-летняя дочь захочет этим заняться», – говорит Кацумата, чей дед построил семейную ферму. – «Откровенно говоря, я не думаю, что передам её четвёртому поколению нашей семьи».
В попытке хоть как-то увеличить численность населения, власти Киёсато выбрали в качестве целевой аудитории саларименов «за 60» и их семьи, обещая сельскую идиллию после выхода на пенсию взамен за постройку здесь дома. Местные чиновники отчаянно пытаются избежать судьбы Юбари (Yubari), бывшего горнодобывающего городка на Хоккайдо, который в 2006 г. обанкротился, причём скрытые долги составили 500 млн. $.
С тех пор, как шахты были закрыты в 1960-х гг., население Юбари сократилось со 120 тыс. человек до 12 тысяч, а долги появились вследствие неудачных попыток превратиться во всемирно известную достопримечательность.
Другие города Хоккайдо, согласно правительственному докладу, существуют, что называется, на грани. Один из них отдаёт свободные земельные участки людям, которые согласятся переехать сюда в течение трёх лет и зарегистрироваться в качестве официальных жителей, но эта инициатива пока не пользуется большим успехом. В начале этого года другой населённый пункт был вынужден рекламировать ряд своих школ на аукционе «Yahoo!» в связи с резким сокращением количества детей. Что характерно, одна из школ была преобразована в дом престарелых.
Спасение Киёсато может заключаться в привлечении молодёжи обратно, к своим деревенским корням. Так, Ямасита Кэнго (Yamashita Kengo), который вместе с женой и двумя детьми перебрался в Киёсато 10 лет назад, говорит, что не может себе представить возвращение к старой жизни в городе.
«Всякий раз, как я возвращаюсь в Сайтаму, первое, что поражает меня, это слишком большое скопление людей», – говорит Ямасита, местный гид и владелец домика, стоящего в тени горы Сяри (Shari). – «[И тогда] я не могу дождаться возвращения в Киёсато».
«Здесь есть множество людей, желающих перемен в образе жизни, желающих даже бросить работу и удалиться в сельскую местность, чтобы начать всё с начала, однако японская корпоративная культура не позволяет просто бросить карьеру. Они просто не знают, как это сделать», – добавляет он.
Между тем Киёсато позволяет потенциальным жителям пожить здесь в течение месяца в просторном новом доме за значительно сокращённую арендную плату. Но из нескольких дюжин человек, принявших это приглашение с прошлого года, ни один не остался здесь.
«Мы не ставили перед собой количественные показатели, поскольку знаем, что мгновенно этот вопрос не решить», – говорит Окуяма. – «Мы будем счастливы, если сможем просто остановить угасание».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 21.07.2009