Якудза: добросердечные преступники или волки в овечьих шкурах?
Японская мафия — якудза — отличается от других. Разумеется, это преступная группировка, но было бы нечестно сравнивать её с колумбийскими наркобаронами или «Калеками» и «Кровавыми» из Лос-Анджелеса.
По сравнению с другими криминальными структурами деятельность, публичность и даже признание якудза находятся на совершенно другом уровне. Якудза заботятся о своём имидже и это отражается в их злых и добрых (!) деяниях.
«Против»
Ну, тут всё довольно просто, не правда ли? Якудза — преступники. Это бандиты, совершающие множество противозаконных действий, отчасти по той причине, что им это позволено. Интересно, что свои офисы от посторонних якудза не особо прячут. Это помогает им размечать территорию, ну и, вне всякого сомнения, служит повышению самооценки главарей на местах. Якудза не ходят по округе и не рассказывают каждому встречному-поперечному о совершённых ими преступлениях. Даже если о преступлениях сообщается, в Японии не существует законодательства, подобного американскому Закону о коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях; в результате куда сложнее связать главарей мафии с преступлениями, совершёнными их подчинёнными. Число законов против деятельности якудза растёт, но тот факт, что якудза не особо-то и скрываются, показывает, что полицию в качестве реальной угрозы мафия не воспринимает.
Преступления якудза становятся всё более и более изощрёнными. На фоне застойной экономики, затронувшей всех и каждого, воровство в магазинах или грабежи случаются, но всё большее распространение получают мошенничества с кредитными картами или захват бизнеса. Всё это прокручивается с помощью шантажа, запугиваний, попыток отмыва денег и подмасливания полиции или общественных организаций. Таким образом, можно сказать, что якудза сделали шаг в сторону от традиционного и всё ещё более популярного способа зарабатывания на хлеб с маслом как то торговля наркотиками, проституция и вымогательство у владельцев магазинов денег за «крышу». Кроме того, полулегальная тактика включения громкой музыки, постоянные притеснения в самое неудобное время или отказ покинуть тот или иной бизнес также помогают якудза добиться желаемого.
В некотором смысле, якудза — подрядчики. Они выполняют работу за деньги, хотя эта работа далеко не всегда законна. Они предоставляют услуги населению, но затем нападают на граждан, к примеру, за невыплату процентов по кредиту. В условиях экономического кризиса отдельные граждане или владельцы бизнеса могут обратиться к якудза за деньгами, которые им никогда не получить в банке. Если такой кредит возвращается, это можно расценивать как плюс якудза, но куда чаще «случается» так, что якудза требуют больше денег, чем нужно было вернуть, и вот тогда-то начинаются настоящие проблемы.
«За»
Для создания наиблагоприятнейшего имиджа якудза прикладывают максимум усилий. Они превосходно одеваются, почтительны и вежливы в общении — пока не начинают заколачивать деньги. Насилие по большей части имеет место в разборках между филиалами или не-якудза. За проступки своих наказывают: провинившийся должен в качестве извинения отрезать кончик пальца. В некоторой степени якудза даже способствуют снижению преступности. Зачастую они сами следят за порядком. Вы когда-нибудь бывали в токийском развлекательном районе Кабуки-тё? Загляните как-нибудь при случае. Казалось бы, в столь людном месте должна быть приметная полицейская будка или хотя бы должны ходить патрули, но нет. Якудза охраняют тех, с кого собирают дань, ведь они же не хотят, чтобы эти деньги достались кому-то ещё. Мелкий мошенник или наркоторговец, ищущие новые поля для своей деятельности, ещё трижды подумают, прежде чем соваться на территорию якудза. Попасться копам ещё полбеды, а вот попасться в лапы мафии значительно хуже.
Но самым большим плюсом якудза является их поведение после ряда значительных катастроф в недавнем прошлом. После землетрясения в Кобэ в 1995 г. и после прошлогоднего землетрясения и цунами якудза были рядом и помогали. Одни утверждали, что поскольку якудза тесно связаны со строительным бизнесом, то они просто искали легальные и нелегальные способы заработка на восстановительных работах, другие же были склонны считать, что у мафиози есть сердце. Преступники тоже люди, хотя, может быть, и не самые лучшие примеры для подражания. Используя свои связи и возможности, якудза переправили в безопасные районы продукты, одеяла и медикаменты для нуждающихся. После землетрясения в Кобэ они даже открыли двери своих офисов и учреждений для пострадавших и арендовали вертолёт для ускорения спасательных работ. Власти оказались куда медлительнее и хуже организовали помощь. Когда у людей возникают проблемы, они хотят, чтобы рядом был кто-то, на кого можно положиться, и вот уже второй раз после катастрофы якудза были рядом.
Заключение
Являются ли якудза чем-то большим, нежели просто преступники? Снижая уровень мелких преступлений и насилия они часто делают улицы более безопасными. В ряде случаев, когда времена были не самыми радужными для Японии, они были рядом и помогали обычным людям. Но в то же самое время они убивают, продают наркотики и оружие, не гнушаются вымогательства, торговли людьми и запугиваний. Изгнать якудза из общества пытаются толпы политиков, законодателей, полиция и различные организации, но тем не менее якудза всё ещё здесь. На самом деле, учитывая, скольким заправляют в Японии преступные синдикаты — начиная азартными играми и проституцией и заканчивая сбором средств для политических партий, — трудно себе представить общество, способное функционировать без участия якудза. Так всё же эти одетые с иголочки бандиты хорошие или плохие? На данный момент якудза в Японии это необходимое зло.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 10.10.2012