Имидж России в Японии: Три сакраментальных вопроса
Имидж России в Японии сложен и неоднозначен: в нем много негативного, базирующегося в основном на проблеме «северных территорий», немного позитивного, но в основном Россия для Японии безразлична. Официально, да и на обыденном уровне тоже.
Впрочем, экономическое взаимодействие между странами растет, и в списки врагов Россия пока окончательно не записана. Поправить сложившее положение вещей возможно, однако, наша страна пока не предпринимает каких-либо конкретных усилий по исправлению своего отнюдь не привлекательного имиджа в Японии.
Вообще, имидж России в мире – одна из самых популярных тем не только для отечественных, но и для западных средств массовой информации. Принципиальная разница в подходах и выводах ничего не меняет: образ нашей страны нуждается в срочной трансформации, как под воздействием внешних факторов, так и под влиянием изнутри. Попытки грамотно выстроить привлекательный имидж России пока ни к чему не привели – и background плохой, и времени маловато, и сами усилия выглядят, мягко говоря, своеобразно: даже практически ничего не делая, мы умудряемся совершать ошибки. Одна из наиболее характерных: думать, что следует моделировать образ один на всех – мол, «Россия – страна хорошая», и баста!
Между тем, даже не столь давняя история формирования имиджей государств свидетельствует, что во всем хороша если не изощренность, то хотя бы избирательность. Примеры избирательности высшего уровня в политическом имиджмейкинге есть и в истории взаимодействия образов России и Японии. Сегодня имидж нашей страны в Японии существует как особая величина, оказывающая серьезное влияние на политические отношения между нашими странами, и активно действуют силы, рассчитывающие на то, что это влияние, главным образом негативное, станет определяющим. Тогда Россия, испокон веков известная в Японии как «темная страна», будет окончательно записана в число врагов, и знаменитая проблема «северных территорий» должна будет найти принципиально другое разрешение.
Попросту говоря, по мнению группы японских политологов, образ России в Японии сегодня настолько плох, что это: А) – естественно, и В) – следует констатировать это как факт и разговаривать с нами дальше только с позиции силы, желая достичь успеха в одностороннем порядке. Чтобы понять, насколько эти утверждения справедливы и перспективны, нам необходимо ответить на три сакраментальных вопроса.
1. Зачем это нужно?
То, как воспринимают нашу страну в мире, есть важнейший фактор информационно-психологической безопасности со всеми соответствующими атрибутами – разведкой, контрразведкой, агентами, секретными операциями, даже войнами. В отличие от войн обычных – и «горячих», и «холодных» – имиджевые войны ведутся почти непрерывно. Порой их внешнее выражение ярко заметно (вспомним, как «…летели наземь самураи»), чаще они уходят в латентную стадию. Специфика России в этом смысле заключается в том, что для нее состояние непрерывных имиджевых войн является таким же естественным на протяжении всего существования государственности, каким естественным является и желание эти войны прекратить. Изюминка противостояния заключается в том, что сегодня Россия ведет «оборонительные бои», а закончить имиджевую войну может, только выиграв ее. Противостоящая ей сторона в таком случае способна не только «сохранить лицо», но и ничего не потерять – ведь ее позиции окажутся нетронутыми.
Имидж России плох сегодня практически во всем мире, но это пока не безнадежно. Болезненный переход от страха через презрение к уважению продолжается, и обратной дороги здесь нет. Задача России – улучшив свой политический имидж, добиться экономических выигрышей (в виде инвестиционной привлекательности, например), и решить серьезнейшие политические проблемы, стоящие перед ней и не имеющие перспективы, в том числе и по причине плохого имиджа. Не будет преувеличением сказать, что то, как должны воспринимать Россию в мире, и есть во многом ее истинное место в системе международных политических, экономических, социальных и культурных отношений. Россия – не просто страна, Россия – это образ. Точно так же как и русские – не национальность, а принадлежность к России, т.е. носители ее образа.
Кардинальное же отличие образа от имиджа состоит в том, что образ возникает и существует стихийно, под воздействием совокупности случайных факторов. Именно так строился эндогенный образ России до сих пор, и больше мы не можем позволить себе такую роскошь.
Политический имидж, со своей стороны, является плодом осознанных, целенаправленных усилий его создателей, творцов, модераторов и всегда является эмоционально окрашенным, отвечающим чаяниям какой-либо целевой аудитории образом. Имидж России уже существует, но сегодня он носит исключительно экзогенный характер. Его модераторы находятся за пределами страны и, как правило, создают этот имидж, находясь под осознанным или неосознанным влиянием заинтересованных сил.