Новости из Японии

Имидж России в Японии: Три сакраментальных вопроса

11th December 2008

Имидж России в Японии: Три сакраментальных вопроса

В разделе Авторский взгляд |

Похоже, там, в западном, культурном, музейном – понятном японцам – Питере, а не в ошалевшей от денег и диковатой Москве, японский бизнес видит перспективы развития своего бизнеса в России. А перспективы хороши, если вспомнить, что Россия и сейчас уже занимает 2-е место по зарубежным продажам «Тойоты» и 1-е – «Мицубиси» (открытие завода под Калугой впереди). А ведь открываются еще «Исудзу» и «Комацу», подписано соглашение между японским «Минприроды» и «Роснефтью», продолжается жизненно важный для японцев лов российских лососевых (3005 тыс. тонн в 2008 г.), по договору между NTT и «ТрансТелеКомом» протянут Интернет-кабель между Сахалином и Хоккайдо, ИФК «Метрополь» и «Тройка-Диалог» вышли на японский фондовый рынок – список можно продолжать долго. Положение, когда товар шел в одном направлении, а деньги в другом – в прошлом. Теперь инвестиции идут в Россию, а выручка в Японию. Парадокс в том, что в курсе этого – те самые 9 процентов. Только они знают о том, что утверждение «Япония исчезновения России не заметит» – ложь. Знают, но молчат – общественное сознание против.

3. Что с этим делать?

Самый простой ответ на этот вопрос – ничего. Именно так мы пока и поступаем, несмотря на присутствие в Японии неких организаций, вроде бы и обязанных заниматься формированием положительного образа нашей страны. Если же когда-нибудь вопрос о создании позитивного имиджа России в Японии перейдет из риторической фазы в рабочую, для начала придется решить две проблемы. Первая из них заключается в том, чтобы понять, как это делать, а вторая – кто этим будет заниматься. Поскольку решение второй проблемы лежит на поверхности, с него и начнем.

Существуют несколько категорий людей, на которых Россия обязана была бы положиться в этом сложном деле:

1. Дипломаты и сотрудники разнообразных российских организаций, постоянно представленных в Японии. Их отношение к проблеме характеризуется простой формулой, высказанной мне одним дипломатом: «Прежде чем спрашивать меня об имидже России, запишите такой пункт в мои служебные обязанности, составьте должностную инструкцию, а потом задавайте вопросы». Что ж – значит, надо написать эти обязанности и инструкции.

2. Немногочисленные специалисты в области построения имиджа, имиджмейкеры и имиджологи, журналисты и пропагандисты, представляющие себе реалии Японии. Их в стране – единицы, но и они невостребованы. Позиция традиционна: сделаем, что можем. Без специалистов, конечно, получится плохо, но ведь что-то получится?

3. Точно так же невостребованы российские японоведы – представители едва живой отрасли, способные своими знаниями и опытом внести значительный вклад в укрепление позиций нашей страны, но вынужденные перебиваться в России с хлеба на квас в ожидании японских грантов или отъезда в страну изучения. Молодежь бежит из японоведения. Один японский дипломат предлагал недавно собрать таких «беглых», но я сказал ему, что его резиденция не сможет вместить и сотой доли их. Менеджеры с высшим японистическим образованием работают в МТС, Росатоме, МЭРТ, других многочисленных министерствах, экономических институтах, больших и малых компаниях, чаще всего никак не связанных с Японией. Нашему государству они не нужны, и это серьезная ошибка. Кстати, молодые дипломаты – специалисты по Японии и потенциальные имиджмейкеры тоже все чаще разделяют эту судьбу.

4. Наши люди там. Это отдельная категория. В Японии, по разным оценкам, сейчас постоянно живет от 6 до 10 тысяч россиян. Большинство из них никак не связано с официальными российскими властями и находится в состоянии постоянной «холодной войны» с ними – такова печальная реальность русской диаспоры в этой стране. Россия отталкивает от себя тысячи молодых людей, постоянно живущих среди японцев, говорящих по-японски, не имеющих никакой надежды на ассимиляцию, и не желающих возвращаться. Их потенциал велик, но не задействован. Кстати, знаменитые «русские» хостес, основную массу которых составляют украинки, молдаванки, белоруски, казашки и румынки, и которые являются одним из негативных факторов восприятия России в Японии – тоже потенциальный материал для изменения этого отношения. Примеры есть: Турция добилась того, что в Японии ушло в прошлое ассоциирование «турецких бань» с проституцией. Надо только захотеть. А ведь кроме хостес в Японии живут и работают сотни ученых, аспирантов, студентов – талантливых русских людей, у которых руки чешутся приложить свою энергию в большом, интересном деле. Почему бы не использовать их в издании, например, пропагандистских журналов о России, ведении веб-сайтов на японском языке, посвященных даже узким областям взаимодействия? Сотни физиков, химиков, программистов могли бы помочь России, мягко, по касательной, заинтересовав в ней своих коллег. Могли бы…

5. Японские русисты. Вымирающая специальность, спасти которую можно только из России. Когда-то русский язык был в Японии довольно популярен, и, хотя и сегодня программы обучения еще транслируются по NHK, положение в корне изменилось. Менее 1 процента студентов выбирают его в качество второго для обучения (первый – практически всегда английский). Падение популярности России вскоре может привести к отсутствию молодых специалистов, говорящих по-русски, а отсутствие возможностей для применения своих знаний делает русистов в возрасте советологами – их опыт и знания востребованы только в деле борьбы за «северные территории». Люди, на которых должна быть возложена едва ли не основная пропагандистская нагрузка (именно так пытались поступать японцы в России с японоведами) забыты Россией и превращаются из ее друзей в экспертов – в лучшем случае.

Что касается второй проблемы, то Россия должна понять, что первостепенной важности делом является наведение порядка у себя дома, об этом необходимо помнить всегда, иначе работа теряет всякий смысл. Одновременно должны проводится мягкие пропагандистские акции долговременного воздействия: открытие обществ дружбы, культурных фондов, журналов, проведение концертов и гастролей, съемки художественных фильмов и т.д. Японцы должны знать о том, что мы трезво оцениваем себя и их, что мы заинтересованы в Японии не больше, чем она в России (пусть будет шок – он сейчас необходим!). Необходимо заставить себя уважать – ни один восточный народ не будет дружить с униженными. Мы обязаны также разъяснить Японии, что у России есть будущее и мы будем рады, если это будет совместное будущее, так как отношение в России к Японии весьма положительное. Особая тема – важность восстановления влияния русской культуры в Японии, прежде всего, классической. В этом, равно как и во всех предыдущих вопросах, именно государство должно играть важнейшую и определяющую роль.

Только такой подход позволит нам избежать ситуаций, когда лучшим русским писателем японцы объявляют В. Сорокина, а интерес к классике сопровождается не переводом, а переписыванием Достоевского (хотя на первом этапе допустимо и это – для стимулирования первоначального интереса). Русская культура – достояние не только мировой общественности, но и русского – в широком смысле – народа, так почему Россия не может вступиться за нее?

Было бы глупо утверждать, что имидж России в Японии можно исправить до уровня, когда японцы будут считать нас дружеской страной – это место прочно занимают бомбившие их Соединенные Штаты. Но восстановить его до уровня, объективно демонстрирующего нашу потребность друг в друге одновременно и дело чести для России, и геополитическая необходимость.

Источник
Статья из журнала «Корпоративная имиджелогия» №03 (04) 2008
Автор: Александр Куланов, журналист, руководитель Центра восточных исследований АИМ,
член Правления Ассоциации японоведов.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100