Новости из Японии

Понятие «гайдзин» убивает сельскую Японию

7th October 2008

Понятие «гайдзин» убивает сельскую Японию

В разделе Жизнь в Японии |

В завершении трилогии о слове «гайдзин» в этом месяце мне бы хотелось сказать об ущербе, который эта концепция наносит японскому обществу.

Понятие «гайдзин» убивает сельскую Японию

Да, я правильно выразился – ущерб японскому обществу. Я ранее уjпоминал исторический факт, что термин «гайдзин» применяется также и к японцам – к «посторонним», не из своего окружения. Но Япония объединилась, превратилась в государство, стала единым «сообществом», так что теперь все японцы стали «своими», тогда как жители всего остального мира – «посторонними» и аккуратно классифицируемыми этим спорным словом «гайдзин». Однако, старые привычки отмирают с трудом и термин «посторонний» по-прежнему широко распространён в японском языке. Даже если специально не вешать ярлык «гайдзин», то эффект будет таким же: если японцы не «местные», то в группу они уже не входят, и это разрушает сельские общины Японии.

Соседей не выбирают

Вот вам пример: послевоенное японское общество было удивительно мобильно. Быстрый экономический рост и корпоративная культура вытягивали людей в города и за границу, а потом они не могли вернуться в свои маленькие городки, поскольку более не «принадлежали» к ним. Давайте рассмотрим это явление в микромире школы. Если ребёнка перевести из одной школы на год-другой в другую школу, а потом вернуть обратно, то можно получить социально изолированное чадо. Это явление даже получило своё название – «кикокусидзё» («kikokushijo»). И это только всего за пару лет отсутствия!

Для взрослых этот феномен протекает куда хуже. Целые классы работников периодически переезжают с одного конца Японии в другой. Иногда они берут с собой свои семьи (это называется «tenkin zoku») и тогда их дети жалуются на одиночество, поскольку не могут завести себе друзей. Чтобы избежать этого, отцы часто выбирают «tanshin fu’nin», когда в течение многих лет муж живёт отдельно от жены и детей, чтобы не нарушать обучение детей. Т.е. переселение в Японии оказывается настолько болезненным явлением, что люди предпочитают разрывать свои семьи как минимум надвое.

Также позднее в жизни люди таки переезжают. Некоторые хотят тихий сельский домик вдали от «крысиных бегов». Другие хотят быть поближе к их внукам или взрослым детям. Но, тем не менее, после переезда они часто обнаруживают дистанцию в отношениях с местными жителями.

«Я знаю некоторых «новичков», которые 20 лет ждали, чтобы «стать своими в доску», – говорит Джеймс Эриксон (James Eriksson), 16-летний житель Монбэцу, отдалённого морского порта на востоке Хоккайдо. – «В Японии это тяжело».

И здесь нет «Велкам Вагон» (Прим. пер.: «Welcome Wagon», организация, помогающая иммигрантам или переселенцам устроиться на новом месте; сотрудники организации рассказывают новоприбывшим о районе, вручают подарки, образцы товаров, продающихся в местных магазинах.). Когда 40 лет назад мои родители перебрались в маленький городок в Канаде, в течение двух дней постоянно кто-то заходил с цветами или купонами. Затем раз в месяц «Велкам Вагон» проводила встречи, чтобы наладить контакты, да и жители также приглашали их. Хорошо, что мои родители до сих пор там живут.

«Но представьте, чтобы новичка на Хоккайдо пригласили в местный «Ротари» или «Лайонс клаб». Маловероятно. Новички должны чувствовать тёплый приём, быть включены в местное общество и приглашены к участию в различных мероприятиях, а не шататься в округе, как вечные странники», – заключает Эриксон. – «Здесь местные жители не склонны ухаживать за садом. Фигурально выражаясь, они не заботятся о своём обществе. Но ведь без переселения сюда новичков население Монбэцу будет продолжать сокращаться».

В самом деле, как пишет «New York Times» от 3-го июня, города Хоккайдо Сибэцу и Якумо бесплатно предлагают землю, чтобы люди могли строить дома и жить на ней. Но тем не менее, желающих мало. Зачем беспокоиться, когда «посторонние» на протяжении десятилетий вынуждены снискивать расположение подобно бродячим кошкам, тогда как местные жители заправляют всем и вся? Неудивительно, что люди выбирают городские общины, где обязательно встретятся земляки и все «откуда-то оттуда».

Я знаю это из первоисточника, поскольку когда-то жил в небольшом городке на Хоккайдо с населением 10 тыс. душ. Тут было возможным найти друзей и получить какой-никакой политический вес, поскольку 40% населения тихого городка были приезжими. Но при этом если вы жили в близлежащих городах, то тут было, где и над чем поплакать. Вот до чего это может довести: «Economist» от 24 августа 2006 г. упоминает деревню Огама в префектуре Исикава, где местные жители слишком стары, чтобы заниматься сельским хозяйством. В перспективе имеется следующее – когда местные жители отдадут богу душу и упокоятся в земле, то вскоре красивая долина, в которой расположена Огама, превратится в свалку для промышленных отходов.

Т.о. в стране, где 40% сельских жителей находится в возрасте старше 65 лет, целые сёла пропадают, прекрасные старинные домики разрушаются, а пахотная земля хиреет. Или того хуже.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100