Японский художник пошёл своим путём в использовании прозападных сюжетов
Сами по себе интерьеры типично западные, которые могли быть просто перенесены из американских журналов 1950-х и 1960-х, гг. но они населены японскими дамами, полностью погрузившимися в роль поствоенного западного материализма. Они привлекательны, старомодны и изящны, и несут напряженную и бездушную атмосферу. Тонкая холодная улыбка, напряжённая поза и чистый кристальный взгляд “Женщины в красном платье” несут в себе интригу, подобную интриге “Степфордских жен”.
[ Таканори Киносита “Обнажённая в пеньюаре”.]
Для Касиваги отказ от внешних признаков японскости это, как ни парадоксально, самое японское в этих картинах.
“Киносита выбрал темами личности и натюрморты, традиционные для западного искусства”, -говорит Касиваги. – “Но несмотря на это, его картины отражают очень японскую утонченность и изящество периода культуры Сёва. Стили женщин находились под влиянием Запада, но что является наиболее японским – это способность поглощать иностранные веяния”.
Такая способность уже была отмечена всей японской историей. Уникальность того, как Япония принимает зарубежную культуру, заключается в том, что это вовсе не означает потерю японской самобытности, независимости, гордости или статуса. Это можно охарактеризовать как агрессивную пассивность, нечто подобное можно встретить в поведении, используемом женщинами в мужском обществе. Точно так же Япония как нация в ранний период Мэйдзи (1868-1912) с энтузиазмом принимает западные технологии и культуру, так мы можем чувствовать в этих картинах, что те женщины поствоенного периода перенимают западные стили и моду со схожими мотивами – расширение возможностей.
Принятие западной одежды, аксессуаров, интерьеров и даже языка тела в картинах, в сочетании с холодными, невыразительными лицами, предполагает некоторую степень пассивной манипуляции и получение желаемого за счет расширения возможностей. Это качество освещено частым использованием красного, наиболее активного, страстного и трепетного, в сочетании со взглядом фигур, которые редко смотрят на зрителя.
Избегание контакта глаз также замечено в ню Гойи 60-х и 70-х гг., выполненных на больших полотнах, которые сгруппированы в большой комнате для увеличения эффекта. В них сексуальность фигур более недвусмысленна и агрессивна, но, как и в других картинах, это избегание контакта взглядов прибавляет им элемент пассивности.
Для Японии период Сёва все чаще становится периодом, ассоциируемым с ностальгией и гламуром. Это главная причина, по которой выставка была сделана сейчас. Но помимо сентиментальности, эти картины также позволяют бросить интригующий взгляд на японскую социальную историю. Было бы трудно найти художника менее авангардного, чем Киносита, или кого-то, кто был меньше заинтересован в показной жизни японцев. В конечном счете, именно это делает историю Киноситы – и дам эпохи Сёва также – все более интересной.
Выставка работ Таканори Киноситы открыта в музее изобразительных искусств Иокогамы с 8 июня, часы работы с 10 утра до 6 часов вечера. (до 8 вечера в пятницу, четверг выходной), вход 900 иен. За более подробной информацией обращайтесь по телефону (045) 221-0300 или посетите
Автор: C.B. Liddell для The Japan Times, 8.05.2008
Перевод: Захаренко Ольга для Fushigi Nippon, 13.05.2008
Страницы: 1 2