Бесконечное аниме открывает мир японских призраков
Несмотря на то, что Мидзуки не отошел от своих дьявольских историй, он все-таки придал духам глуповатый и даже где-то детский вид. «GeGeGe» – звуки, используемые в названии мультфильма, имитируют жужжание насекомых и паразитов, сопровождающих Китаро.
У Китаро был странный дар, он мог, например, вырвать клок волос и бросить их во врага, при этом волосы превращались в иголки. Или, мог снять свою руку и управлять ею на расстоянии. Его отец, Мэдама-оядзи (Medama-oyaji, папочка Глазное яблоко), старался спрятаться в пучке волос Kitaro, когда не купался в маленькой чаше. Нэдзуми Отоко (Nezumi Otoko, Человек-крыса) – дух, который в противоположность Глазному яблоку не мылся уже 300 лет и воняет как крыса. Сакурада говорит, что влияние Китаро неизмеримо.
«Каждый японец знает Китаро и других персонажей, даже если он никогда не видел это телевизионное шоу», – говорит он. – «Сериал популяризировал ёкай по все Японии и повлиял на другие аниме».
Без того, что создал Мидзуки, трудно представить себе успех Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), чьи мультфильмы, такие как «Унесенные призраками», взявший «Оскар», построены на волшебных переходах из одного мира в другой, и обязаны своим стилем и тематикой фильму «GeGeGe no Kitaro».
В то же время сериал рассматривается как обычное приключение супер-героя. Именно это аспект был выделен в киноверсии мультсериала, которая с успехом прошла в прошлом году (продолжение следует этим летом). Но Сакурада настаивает, что шоу нельзя рассматривать только как обычные приключения героя.
[ Обложка к DVD с «Китаро с кладбища» является также обложкой оригинальной манги Сигэру Мидзуки 1959 г..]
«Китаро – это не просто супер-герой в обычном смысле слова», – говорит он. – «Потому что он дух, он отрицательный герой, похожий на Камен Райдера, супер-героя 60-х, который был злодеем. Другой отличительной чертой является то, что Китаро часто бьют, съедают, плавят или расплющивают. Подобного никогда не случается с другими героями. Но он – призрак. Он всегда возвращается».
Непобедимость Китаро выполняет две функции: это приносит удовлетворение впечатлительным детям и определенным образом нарушает принципы драматического развития: а где же беспокойство за судьбу героя, если заранее известно, что он всегда будет жить? Но Сакурада отмечает, что драма построена на самой сути ёкай.
«Я вырос на втором сезоне этого мультфильма, это была его первая цветная версия. Я смотрел его, когда был в младшей школе. А третий сезон я посмотрел, когда был уже в среднем звене», – сказал он. – «Мне нравился этот мультфильм потому, что он был страшным и смешным одновременно».
Он говорит, что даже нынешние дети могут быть напуганы героями этого сериала, и отмечает недавний эпизод, в котором «yadokai» («дух гостиницы») заключает сделку с мальчиком, желающим повысить свой уровень успеваемости в школе. Но он помогает ребенку не посредством того, что делает его лучше или при помощи магии, он просто убивает всех учеников, которые находятся выше этого мальчика.
«Двадцать лет назад шоу показало, на примере «ада вступительных экзаменов», как трудно ученикам соревноваться друг с другом», – объяснил Сакурада. – «Десять лет назад история заняла позицию, согласно которой такие состязания могут быть губительны, через 10 лет люди стали думать, что отношения между детьми перестали быть такими тесными, какими они были или должны быть. Они больше не заботятся о том, что происходит с их одноклассниками, они думают только о себе, и мы хотим показать эту ситуацию в снимаемом эпизоде. Мы адаптируем традиционных духов к нынешнему времени».
[Кадр из фильма «Щелкунчик Китаро», который вышел в прошлом году.]
И все же, иногда полезно вернуться в прошлое, и в этом году зрители увидели самую первую мультипликационную версию истории «Hakaba Kitaro», которая транслировалась по Fuji ТВ с января по март как часть сериала для взрослых «Яицамина» («анимация» наоборот), транслирующегося поздно ночью.