Спасите своих детей от Интернет-зависимости
“Г-жа Б.” – студентка лет 20 одного из токийских вузов, живущая в Интернете. Первым делом по утрам – если она просыпается в постели – она тянется за смартфоном. Что там происходит у друзей в “Line”, “Twitter”?
Такова, в целом, история её жизни. Физически она может находиться вне виртуального пространства – на занятиях, за обеденным столом – но её разум постоянно в Сети – от рассвета и до заката. Иногда даже поспать времени не остаётся. Постоянно, даже глубокой ночью найдётся кто-нибудь онлайн: “Что нового? Как дела?”.
“Иногда такое может продолжаться ночи три кряду”, – рассказывает она в интервью “Aera” (выпуск от 2-го сентября).
Сама девушка не считает себя “Интернет-зависимой”. Очень немногие из тех, кого таковыми с осторожностью именует министерство здравоохранения, так считают. Тем не менее, “иногда это становится проблемой”, – допускает она. Весьма редкое и примечательное признание.
В прошлом месяце министерство здравоохранения выпустило отчёт по результатам опроса, проведённого в 264 школах по всей стране. Согласно полученным данным, состояние 6% учащихся средних школ и 9% учащихся старших школ можно обозначить как “Интернет-зависимые”. По всей стране это примерно 518 тыс. подростков. Если добавить тех, чьё состояние граничит с “зависимостью”, общее число вырастет где-то до 800 тысяч.
Что такое Интернет-зависимость? Строго говоря, однозначного определения пока нет. В опросе было всего восемь вопросов, в т.ч.: “Обнаружив, что ты оставил(-а) телефон дома, вернёшься ли ты за ним, даже если в школу придётся опоздать?”, “Пользуешься ли ты мобильным телефоном во время еды или принимая ванну?”, “Ты пользуешься мобильным на занятиях?”, “Можешь ли ты сказать, что телефон является единственным источником радости в твоей жизни?”. Ответ “Да” хотя бы на один из этих вопросов уже является тревожным сигналом. Сколько таких “Да” означают, что черта давно была пройдена, не уточняется. С другой стороны, по словам г-жи Б., ежедневно она отправляет около сотни сообщений.
В реабилитационном центре Курихама в Йокосуке, префектура Канагава, Интернет-зависимых консультируют в амбулаторных условиях. Большинство пациентов составляют подростки. Немногие приходят в центр сами, большинство приводят обеспокоенные родители. “Некоторые из этих ребят даже не могут ходить в школу”, – рассказывает д-р Хидэнори Накаяма. – “В ряде случаев родителям приходится конфисковать телефон своего сына или дочери. Кто-то сбегает в Интернет-кафе, где их периодически отлавливает администрация, чтобы заплатили за еду”. Такое случается довольно редко, однако опоздания, сон на занятиях после бессонной ночи в Сети являются вполне обычным делом.
Злоупотребление Интернетом – опять же, точного определения нет – стало своего рода проблемой ещё на заре становления Сети. Однако именно смартфоны превратили эту проблему в практически эпидемию. Если отпрыск торчит перед монитором сутками, по крайней мере родители это, скорее всего, всё же заметят. Сложнее заметить смартфон, который утаскивают с собой под одеяло – в таком случае родительского контроля, скорее всего, удастся избежать.
“На данный момент”, – отмечается в статье в “Aera”, – “Интернет настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что невозможно представить себе жизнь без него. Родителям необходимо научить детей правильному пользованию Сетью, не прибегая к деспотическим мерам”. Легче сказать, чем сделать.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 5.09.2013
Читайте также:
- Добавлять ли своего начальника в друзья на «Facebook»?
- Чего хотят от жизни одинокие японки в возрасте за 40?
- «Развод из-за радиации» становится обычным делом
- Новое веяние в Японии: японцы выкладывают в “Twitter” номера телефонов, счетов в банке и другую личную информацию
- Японские «компьютерные бабушки» осваивают общение через Интернет