У половины японских шестиклассников нелады с математикой
Согласно результатам исследования, проведённого Национальным институтом исследований в области образования (NIER), примерно половина шестиклассников не понимают умножения и деления с десятичными дробями, которые проходили в пятом классе или раньше.
Институт проанализировал результаты ежегодного общегосударственного тестирования за 2007-2010 гг. В качестве целевых групп были выбраны учащиеся шестых классов начальных школ и учащиеся третьих классов средних школ. Хотя от года к году задания тестирования менялись, эксперты смогли провести это первое в своём роде исследование, сравнивая ответы на схожие вопросы.
Как выяснилось, наибольшие затруднения возникали у шестиклассников. В одном тестировании лишь 45,3% школьников дали правильный ответ на вопрос, связанный с делением или умножением десятичных дробей. Например, нужно было выбрать, в каком из четырёх примеров получится число меньше заданного.
В целом за четыре изученных года процент школьников, правильно ответивших на схожие вопросы, был достаточно низким, и наилучшим показателем стали всего 55,7%.
Причём, простые вопросы, связанные с десятичными дробями (например, умножить 5 на 1,2), вызывали меньше затруднений.
В NIER считают, что необходимо пересмотреть текущие методы преподавания, поскольку, похоже, что дети полностью не усваивают деление и умножение десятичных дробей, которое проходили в младших классах.
Кроме того, в институте полагают, что результаты предыдущих исследований не были должным образом использованы для пересмотра методики преподавания в школах. В связи с этим планируется провести разъяснительное мероприятие для учителей.
Кэндзи Мияути (Kenji Miyauchi), глава кафедры разработки учебных планов NIER, выразил свою обеспокоенность: «Учителя могут научить детей считать, но они могут не научить их понимать наиболее важные вещи — почему получился тот или иной результат». В связи с результатами последнего исследования он также добавил: «Если [школьники] не понимают десятичных дробей, у них могут быть проблемы с пониманием статистических данных или графиков, что в свою очередь может оказать негативное воздействие на их жизнь в целом».
Кроме того, у шестиклассников были также проблемы с пропорциональными зависимостями. Например, на самые простые вопросы вида «Если из 200 детей 80 девочек, какой процент составляют девочки?» правильные ответы дали лишь 55,1-57,8% школьников.
В случаях, когда среди ответов фигурировали десятичные дроби вместо процентов, количество правильных ответов было ещё меньше.
Это наводит на мысль, что у школьников существуют сложности с пониманием связи между двумя числами, что может привести в дальнейшем к непониманию прямых и обратных пропорциональных зависимостей.
* * *
Сложности с изложением мыслей на письме
Более того, в ходе изучения результатов тестирования выяснилось, что у шестиклассников имеются проблемы с логическим выражением своих мыслей на письме и составлением текста. По всей видимости, необходимо пересмотреть методику преподавания в начальных классах.
Так, в тех вопросах, где нужно было выразить своё мнение, прочитав текст и просмотрев график, большинство школьников дало адекватные ответы лишь в тестировании за один год из четырёх.
Например, в тесте 2009 года было необходимо прочитать текст и представить свои соображения, уложив их в 100 кандзи. В предлагаемом тексте сравнивались средние для шестиклассников показатели по бегу на дистанцию 50 метров с показателями шестиклассников из одной школы. На это задание приемлемо ответили лишь 17,8% школьников. Во многих случаях дети испытывали трудности с восприятием и интерпретацией предложенного текста.
Среди учащихся третьих классов средних школ на схожие задания удовлетворительно отвечали 43,4-54,3%, приводя те или иные доводы в поддержку своего мнения.
* * *
Улучшение методологии преподавания
После каждого ежегодного тестирования министерство образования определяло слабые стороны учащихся и доводило эту информацию до школ с целью улучшения методики преподавания.
Однако, как считают в NIER, эти данные не были использованы эффективно, поскольку как видно из данного сравнительного исследования, проблемы как были, так и остались. В связи с этим планируется издать буклет с подробными отчётами и провести встречу префектуральных и местных комитетов по образованию с тем, чтобы разъяснить сложившееся положение.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 22.09.2012
Читайте также:
- Уровень физической подготовки детей находится на критической отметке
- Японские школьники не в состоянии думать самостоятельно
- Правительство Японии помогает иностранным студентам учить японский язык
- Япония планирует увеличить нравственную подготовку в школах
- Японские вузы должны привлекать иностранные таланты