Английский язык сдает позиции среди японских школьников
Согласно недавнему обзору Министерства образования, у большинства японских девятиклассников двоякое и противоречивое отношение к английскому языку.
В опросе приняли участие 3225 учащихся третьих классов школ средней ступени. Большинство из них полагает, что изучать английский язык – это важно, однако немногим хотелось бы иметь работу, требующую знания английского. Это различие между тем, что было названо важным, и тем, что они желали для себя, озадачивает и разочаровывает.
85% опрошенных согласились с тем, что английский важен; 70% полагают, что знание английского создаст преимущества при поиске работы в будущем (в 2003 году так думали 47%).
Английский язык воспринимается как нечто необходимое как для Японии, так и для остального мира. Однако доля школьников, не желающих иметь работу, требующую знания английского языка, выросла на шесть пунктов и достигла впечатляющей величины 43%.
Всего 11% опрошенных заявили, что очень надеются найти работу, связанную с английским языком. Еще сильнее настораживает, что всего 30% нравится учить английский. Такой уровень антипатии не вызывает особого оптимизма.
Возможно, в какой-то мере всплеск гордости за родную страну после трагедии в Тохоку оттолкнул некоторых от английского. Но ведь ученики отворачиваются от предмета, который совершенно определенно назвали важным. Скорее всего, в большей степени ответ кроется в тех методах, которыми до сих пор преподается английский в японских школах. Несмотря на недавние изменения в обучении английскому, большая часть уроков по-прежнему нацелена на подготовку к вступительным экзаменам.
Учителя английского, их руководство и Министерство образования должны прислушаться к этому тревожному звоночку. Нынешний подход явно не привлекает учеников. Грамматические правила, заучивание новых слов и правильных ответов притупляет интерес и практически не оставляет времени для общения и осмысления. Смещение акцентов с подготовки к тестам к более широкому взгляду на использование английского в глобализованном мире может стать хорошим первым шагом. А переход от принуждения к стимулированию – вторым.
Результаты опроса должны напомнить педагогам первый принцип клятвы Гиппократа: «Не навреди». Давно уже пришло время сделать английский язык увлекательным для учеников. Это не означает, что нужно превратить занятия в сплошные игры и развлечения, скорее надо помочь ученикам сопоставить их нынешнюю учебу с тем, что пригодится в будущем.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 13.02.2012