Смертельное оружие: общаясь с последним в мире настоящим ниндзя
Токио – Последнего настоящего ниндзя не так сложно найти. Он живет и работает в Ноде, провинциальном городе-спутнике Токио, делясь опытом в додзё Хомбу (Hombu), тесном тренировочном зале под железнодорожными путями.
Внутри прохладно и темно. Портреты, свечи и стеллажи с таинственным холодным оружием выстроились в ряд – храм, арсенал и галерея. В этом помещении воскресными днями мастер Масааки Хацуми (Masaaki Hatsumi) учит всех желающих.
Искусство ниндзя не недоступно для понимания, хотя уроки зачастую не из легких. Сегодня мое первое занятие.
«Если вы сделаете это правильно, то порвете щеку противнику», – объясняет через переводчика Хацуми, показывая сделанный мимоходом, почти небрежный удар по лицу молодого, здорового и мускулистого австралийского студента, которому на вид лет двадцать пять.
Практика ведет к совершенству
В его следующий день рождения Хацуми исполнится 80, но даже после более чем полувековой практики он называет себя учеником. За это время он стал инструктором и духовным лидером для более 100 тысяч последователей его системы боя, «Будзинкан Будо Тайдзюцу» («Bujinkan Budo Taijutsu»). Большинство из них не японцы. Многие совершают паломничество в Ноду, чтобы потренироваться с Хацуми.
Мой партнер по тренировке на сегодня, немецкий полицейский и опытный мастер боевых искусств Дирк Руммел, описывает свое путешествие в додзё Хомбу как «муся сюгё» («musha shugyou») или «путь воина». «Я думаю, это важно – постичь суть Будзинкана», – говорит Руммел, осторожно бросая меня на пол.
Будзинкан фактически представляет собой современную смесь девяти японских традиционных школ боевых искусств, три из которых были исторически связаны с изучением техник ниндзя, известных теперь под общим названием «ниндзюцу» («ninjutsu»). Это то, что мне нужно.
Бум ниндзя
Период моего взросления, начало 80-х, пришелся на самый пик так называемого «бума ниндзя» в Ирландии, когда таинственные японские воины проникли на Запад в жестоком малобюджетном кино, мультфильмах и комиксах.
Большая часть моего детства прошла в плену у этих незаметно подкрадывающихся торговцев смертью. Мне казалось, что я вижу их в ярко-зеленых кустах пригорода Дублина. Я негодовал на родителей, не приучивших меня с детства пользоваться ядами, маскироваться и метко бросать звездочки.
На сегодняшнем занятии мне объясняют, что настоящие исторические ниндзя феодальной Японии не имеют ничего общего с акробатическими убийцами из фольклора и поп-культуры.
Хацуми, написавший на эту тему несколько книг, утверждает, что создателями этого искусства были закаленные сельские беднейшие слои полувоенных горных кланов, овладевшие тайными навыками и философией от изгнанных генералов и посвященных из Китая времен династии Тан.
Непрерывная династия
Хацуми – законный преемник 33-х предшествовавших мастеров, поколения которых предположительно отслеживаются до Дайсукэ Нисины (Daisuke Nishina), жившего в XII веке основателя школы «Тогакурэ Рю» («Togakure Ryu»). Хацуми признает, что этому нет документальных подтверждений, кроме уцелевших свитков, которые содержат краткое изложение базовых техник.
Традиции ниндзя передаются устно и физически. По словам Хацуми, знание – это всегда благо: «Оно дает нам закон, культуру и науку. Но знаний недостаточно. Они должны быть уравновешены Будо, что не поддается объяснениям. Это можно понять только с помощью действий».
Его изречения в духе дзэн звучат еще более убедительно, когда подчеркиваются мягкой и виртуозной техникой.
«Вы должны стать пылинкой или снежинкой в воздухе», – описывает Хацуми другую технику, плавно двигаясь в сторону противника, наступающего с деревянным шестом, и легко толкая его обратно. В итоге нападающий распластывается на полу, шест прижат к его челюсти, как будто готовясь оторвать ему голову.
Радость поединка
Новичку тяжело следовать тонкостям этих движений, и я оказываюсь не более ловким, чем Винни-Пух, когда стараюсь подражать легким ударам, блокам и маневрам мастера. «Все мы новички», – убеждает он, и я начинаю понимать ту философию, которой он вдохновляет и многих других.
«Так, хорошо, начали», – говорит Хацуми всякий раз, как будто мы дети. Но когда у меня неожиданно получается, и мой новый друг Дирк, как и предполагалось, падает, я ощущаю себя скорее восторженным и заинтригованным ребенком, чем смертельным оружием.
Новым последователям Будзинкана здесь всегда рады. Любой, кто хочет начать заниматься или поприсутствовать на уроке в Хомбу додзё, должен обратиться напрямую в офис. Новички могут посещать только определенные занятия, включая те, что проводятся в воскресенье днем. Более подробную информацию можно найти на
Офис додзё Будзинкан Хомбу: 636 Нода, город Нода, префектура Тиба; 278-8691, +81 (0) 4 7122 2020.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 22.10.2011
Читайте также:
- Японский военный сирота напоминает о страданиях одинокого воспитания
- Театральные чтения напомнят о трагедии атомных бомбёжек
- Может ли «дворец аниме» спасти терпящую крах индустрию?
- Опрос: Если Олимпиада — 2020 пройдёт в Токио, как по-вашему, это поднимет моральный дух жителей Тохоку?
- Голливуд снимет киноверсию «Dragonball»