Моральный кодекс якудза: законы преступного мира
В якудза, японских преступных группировках, состоит около 79 тысяч человек. Очень сложно понять, почему японское общество относится к ним терпимо и попросту не запретит их.
Частично причина заключается в том, что многие годы якудза в некоторой степени соблюдали свод внутренних правил, что позволило им создать впечатление эффективного средства сдерживания уличной преступности: краж, насилия, грабежей.
У каждой группировки свой моральный кодекс, обычно вывешенный в офисах организации. Правила нацелены на предотвращение участия якудза в обычной уличной преступности, например, грабежах или карманных кражах. Некоторые группировки действительно придерживаются этих правил.
По решению оябуна (oyabun, «шеф»), лидера группировки, нарушителей быстро изгоняют. Кодекс запрещает:
1. Употребление и распространение наркотиков;
2. Воровство;
3. Грабежи;
4. Непристойное поведение (猥褻) и все, что считается зазорным в соответствии с «нинкёдо» («ninkyodo», 仁侠道) или благородным/гуманным образом действий.
Остальные пункты касаются отношений внутри якудза. Довольно недавним дополнением к кодексу стало правило «вступать в контакт с властями только в случае необходимости». В старые времена для полицейского было обычным делом заскочить в офис якудзы и выпить чаю за разговорами. Надо заметить, что вымогательство и шантаж прямо не запрещены. Один из лидеров якудза объяснил это так: «Если вас шантажирует якудза, вы, очевидно, сделали что-то плохое и заслуживаете этого. Мы восстанавливаем социальную справедливость и штрафуем людей за их проступки. Что в этом плохого?».
Я говорил с одним якудза, который доказывал, что «сокайя» («sokaiya», шантажисты) в действительности работают как «четвертая власть» в Японии. Разыскивая компрометирующую информацию на крупные корпорации и угрожая обнародовать ее, они иногда вынуждают компании исправлять допущенные ошибки и становиться социально ответственными. Разумеется, основной целью сокайя было не общественное благополучие, а собственная выгода, но мне хотелось бы рассмотреть разные точки зрения.
Как никогда сильное преследование якудза со стороны полиции связано с тем, что сейчас едва ли есть даже внешняя видимость исполнения старых кодексов. Как недавно красноречиво выразился один из лидеров якудза, «когда якудза грабит людей, связывается с наркотиками, нападает на жителей, членов их семей и детей – это больше не якудза, это просто мафия. Мы продержались так долго, потому что полиция позволяла нам это и мы в некоторой степени сотрудничали. Но эти дни прошли. И внутри, и снаружи среди нас вытесняют банды головорезов, которые даже не притворяются, что следуют кодексам. Я не уверен, что это сделает Японию лучше».
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 20.10.2011
Читайте также:
- «Гангстерский» тест в Японии: а вы можете пройти его?
- Руководитель Радиоизотопного центра при Токийском университете призывает к скорейшему проведению дезактивационных мероприятий
- Больше половины японских школьников ощущают в жизни беспокойство и суету
- Аборт – всё ещё ключевой способ контроля за рождаемостью в Японии
- Сэкухара: иностранцы как жертвы и агрессоры