Чёрный пояс в японских боевых искусствах: что такое хорошо, что такое плохо?
Если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели.
Из к/ф «Кин-дза-дза»
В январе 2006 года на российско-литовской границе пограничники задержали контрабандистов. Несколько человек пытались преодолеть Неман по льду, используя в качестве маскхалатов… кимоно для каратэ. Есть подозрение, что выдали злоумышленников черные пояса.
Вопрос о том, насколько правомочно, справедливо и этично присваивать черные пояса, а чаще мастерские степени – даны, является одним из самых острых и дискуссионных в мире современных боевых искусств, в том числе и в нашей стране.
Пожалуй, самый распространенный упрек одного обладателя мастерской степени (или просто «любопытствующих» и «сопереживающих» авторов посланий на форумы, посвященные восточные единоборствам) другим в этом и заключается: «А кто ему присвоил 5-й дан? А я вообще такого мастера не знаю и организацию эту не признаю!». Естественно, в ответ слышатся точно такие же упреки в столь же «незаконном получении» аналогичного дана.
Пытаясь разобраться в ситуации, мы попросили высказать свое мнение нескольких признанных мастеров боевых искусств, имеющих высокие степени отличий, но прежде чем передать им слово, хотелось бы сделать два уточнения.
Первое: мы не будем говорить о поясах и данах, выписанных никому неизвестными и мифическими «комитетами» и «комиссиями по распределению черных поясов», даже если они числятся «при Государственной Думе РФ» или «при Госсовете России и Беларуси», так как стоимость четко указана в соответствующих прайс-листах, распространяемых в интернете. Оттуда же, из Всемирной паутины, возьмем и меткую оценку одного из читателей: «хорошо, что пока не присваивают данов по харакири-дзюцу». Мы говорим только о поясах, присвоенных известными руководителями известных школ.
Второе: в нашей дискуссии мы обсуждаем именно ПОЧЕТНЫЕ пояса, присвоенные в знак уважения заслуг конкретного человека, а не по результатам дан-теста, который он не мог пройти ни при каких условиях.
Возможно, кому-то представляется, что таких людей у нас мало, но позволю себе процитировать свой же доклад, прозвучавший на Международном симпозиуме «Духовные и практические ценности боевых искусств», проходившем в Москве декабре 2006 г.: «Многие министры, федеральные инспекторы, губернаторы, другие крупные чиновники и даже журналисты «почетно» возглавляют различные федерации единоборств или хотя бы формально, явно вслед за В.В. Путиным, сочли необходимым подвязаться «почетными черными поясами».
Среди обладателей «сертификатов на даны», становящихся обязательным атрибутом властных кабинетов, сегодня фигурируют министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу (каратэ), президент Чувашии Н. Федоров (каратэ), заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по обороне А. Коржаков (кобудо), председатель Счетной палаты С.Степашин (каратэ), губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко (каратэ), председатель Московской городской думы В. Платонов (дзюдо), министр сельского хозяйства С. Гордеев (дзюдо), известные тележурналисты В. Соловьев и Н. Сванидзе (оба – каратэ), спикер Государственной думы РФ Б.Грызлов (каратэ), мэр Москвы Ю.Лужков (каратэ), губернатор Ивановской области М. Мень (каратэ) и некоторые другие» (см. журнал «Додзё» №6 за 2005 год). Как вы понимаете, этот список далеко не полный, и у каждого из этих людей были свои обстоятельства, при которых они стали обладателями соответствующих сертификатов. Например, В. Соловьев и Н. Федоров тренировкам в зале посвятили долгие годы.