Чёрный пояс в японских боевых искусствах: что такое хорошо, что такое плохо?
Однако, вернемся к обсуждению. Сегодня в нашем импровизированном «круглом столе» принимают участие:
Валерий Майстровой, президент федерации Окинава каратэ и кобудо России, 6-й дан Окинава каратэ и кобудо, 6-й дан Мацубаяси-рю, 6-й дан Мацумура сэйто-рю, технический директор Okinawa Karate Federation в Европе, официальный представитель федерации пенчак силат в России, Восточной Европе и странах СНГ, профессор Московского института физической культуры и спорта.
Сергей Косоротов, экс-чемпион мира и Европы по дзюдо, обладатель 8-го дана дзюдо и почетного 7-го дана каратэ Годзю-рю, Заслуженный мастер спорта СССР, руководитель проектов компании «Будо-Спорт», президент ассоциации «Московский Будокан».
Алексей Штурмин, легендарный советский каратэка, основатель Центральной школы каратэ, давшей путевку в жизнь большинству сегодняшних руководителей школ и федераций каратэ в России, обладатель нескольких «почетных» черных поясов, о которых принципиально не распространяется.
Разговор мы начали с обсуждения вручения известным окинавским мастером Морио Хигаонной сразу нескольких «почетных» данов на семинаре, который он проводил в конце прошлого года в «Московском Будокане» на улице Литвина-Седого.
Валерий Майстровой: Финал семинара, когда Морио Хигаонна вручал сертификаты произвел на меня неоднозначное впечатление. Со стороны непосвященным людям, наверно, могло показаться, что высокие даны можно получить от окинавского мастера просто так. Мне думается, что избежать этого можно было бы, четко оговорив предварительно, что это именно почетные степени без назначения данов, или же вручив пояса с какими-то невысокими данами.
Я склоняюсь больше к первому варианту – «за заслуги без обозначения дана», так как в противном случае это производит неприятное впечатление. Я, кстати, сомневаюсь, что та же ситуация могла бы иметь место в Европе. Назовите мне какого-нибудь швейцарского политика, который получил бы восьмой дан (среди награжденных Хигаонной оказались Председатель Государственной Думы РФ Б. Грызлов и мэр Москвы Ю. Лужков – АК).
Сергей Косоротов: Я считаю, нет смысла сопротивляться силе ветра и течения. Это приводит к тому, что ты истощаешься физически, нервно, а в итоге тебя все равно смывает. Для тех, кто занимается настоящим боевым искусством, кто уверен в себе и управляет своей жизнью, внешний эффект не имеет значения. Другое дело, что существует категория людей, которые с помощью навешивания данов решают какие-то задачи, не связанные с будо. Вручив сертификат, можно привлечь человека на свою сторону, можно сделать так, чтобы тебе помогли на каком-то этапе в будущем, установить контакт.
В.М. : В таком случае, вручение дана становится завуалированной формой взятки, хотя и может говориться, что он вручается не за заслуги в области будо, а чтобы привлечь кого-либо на свою сторону, вдохновить. Но не все окружающие обладают слабыми умственными способностями. Большинство людей все понимают и проецируют эту ситуацию дальше. Становится ясно, что можно получить такие высокие степени, тем более, не от кого-нибудь, а даже от знаменитых на весь мир мастеров.
Ситуация усугубляется тем, что у нас уже привыкли, что кругом много жуликов, самозванцев, что они сами присваивают себе высокие степени. Исчезает, если еще не совсем исчезло, доверие и уважение к людям и отечественным организациям, что само по себе очень плохо. Но когда приезжает некто заслуженный из-за границы и занимается тем же самым, размываются общие морально-нравственные ориентиры. И дело тут даже не в сопротивлении какому-то течению: это не течение, это просто размывка понятий. Если с этим согласиться, то какая разница, какой пояс у человека, какой дан, если его можно получить вот таким образом – даже не присутствуя на вручении? Ладно, если бы эти люди хотя бы пришли, выказав уважение к вручающему, а то сертификаты выписывают заочно! Сама ценность дана становится настолько низкой, тем более что этот дан не 1-й и не 2-й, а 8-й или даже 9-й, то есть такой, как у самого мастера.
С.К. : Я общался с мастерами, которые выписывают сертификаты на «почетные» даны. Практически все они понимают, что это не вызывает уважения, что над ними нередко смеются, но у них тоже присутствует некая безысходность ситуации. Причем, особенно это характерно для каратэ, где, в отличие от дзюдо, которое развивается под контролем единого (!) центра в более чем 180 странах, функционируют лилипутские федерации с огромными амбициями.
У большинства из них присутствуют разнообразные внутренние противоречия, сэнсэи между собой непрерывно ругаются, и никто не развивается! Понятно, что если не давать почетных данов, то этих сэнсэев будет, к примеру, не двести, а всего лишь трое, а это недопустимо для них. Ведь энное количество обладателей «почетных данов» у федерации – это еще и возможность привлечь к себе внимание, а значит, повернуть к себе денежный поток.