Новости из Японии

Чёрный пояс в японских боевых искусствах: что такое хорошо, что такое плохо?

2nd April 2008

Чёрный пояс в японских боевых искусствах: что такое хорошо, что такое плохо?

В разделе Авторский взгляд |

В.М. : Это так, и по моему мнению, это неверный путь. Наша федерация существует с 1989 года и насчитывает более 2000 человек по всей России. За все это время ни один окинавский мастер, который приезжал сюда или к которому ездили мы, ни разу никому не присвоил «почетный» дан. Все даны абсолютно заслуженные, включая первые. Отa-сэнсэй тоже вручал сертификаты в «Московском Будокане» (см. журнал «Будокан» № 6 за 2005 г. – АК), но все они была заработаны – есть разница. Для тех людей, которые свои пояса именно заработали, смотреть, как заочно выписываются «почетные» даны, конечно же шок, потому что они их в свое время зарабатывали потом и кровью.

С.К. : Но в той же Японии, например, пояса до 5-го дана дают за знание техники, а выше – только за мастерство и заслуги.

Чёрный пояс в японских боевых искусствах: что такое хорошо, что такое плохо?

В.М. : Но уже на Окинаве все по-другому. В Японии выше мастера часто не могут получить дан выше 5-го, потому что перестают тренироваться, выходят из физически активного возраста. Они технически не могут выполнить технику лучше, чем в молодости. На Окинаве же занимаются до самой смерти, и реальные даны получают и в 60, и в 70 лет. Для Окинавы 45-летний активно тренирующийся будока без высокого дана – это нормально, для Японии – это нонсенс. Прививая здесь эти традиции будо, и без того очень малочисленные, мы должны принимать во внимание и воспитательный аспект. Получение дана – это еще жест и воспитательного характера. По крайней мере, в большей степени, чем рекламного и образовательного.

Алексей Штурмин: Действительно, тема «почетных» черных поясов волнует многих. И вы правы, что немало людей, которые считают, что неэтично вручать и получать такие черные пояса, за которые, по большому счету, нужно много горбатиться и потеть. Получается, что черный пояс можно получить, не заходя в зал? Значит не обязательно так стараться и работать в зале целыми днями? Но давайте попробуем проанализировать ситуацию.

Чёрный пояс в японских боевых искусствах: что такое хорошо, что такое плохо?

Когда молодой человек приходит в зал, в додзё, ему нужны стимулы, одним из которых является отметка, признанная всеми, потому что обычно экзамен сдается публично. Все видят, насколько ты продвинулся в боевом искусстве, которым занимаешься, и это действительно имеет очень большое значение именно как средство воспитания молодежи. Когда рядом с тобой в зале находятся красный и коричневый пояса, а ты носишь еще белый, то, если собираешься дальше заниматься, у тебя есть наглядный пример, на который можно ориентироваться. Ты видишь этот пример каждый день на тренировке, что подстегивает тебя и позволяет сделать себя лучше – это очень важно в процессе обучения.

Мы знаем, что самые «боевые» даны – это 2-й и 3-й, когда человек только достигает мастерского уровня. Например, у первого чемпиона мира по каратэ Ватанабэ в 1970 году был 2-й дан. Ясно, что в его школе были обладатели и более высоких степеней, которые по ряду причин по возрасту и по каким-то еще параметрам не могли стать чемпионами мира. Причем, у многих возникает вопрос: как же это так, а почему восьмидесятилетний 10-й дан не вышел и не уложил всех? Но этот вопрос возникает у дилетантов, а не у бойцов, потому что надо реально смотреть на вещи: жизнь конечна, со временем, со старостью справиться очень трудно. Да, можно этот процесс замедлить тренировками и правильной системой жизни, но полностью остановить еще ни у кого не получилось.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100