Чёрный пояс в японских боевых искусствах: что такое хорошо, что такое плохо?
Когда человек получает хотя бы 1-й дан, у некоторых он считается мастером, у кого-то это еще инструктором, но это вопрос условностей. Я знаю школы, где коричневый пояс соответствовал очень высоким данам черного пояса в других школах: все зависит от той планки, которую поднимает учитель.
Мастер, если только он правильно воспитан, знает, что сам себя не обманешь, и для него получение черного пояса, повышение дана, уже не имеет такого значения, какое имело в зале на ранней стадии обучения…
Человек, который получил коричневый пояс, а он ближайший перед черным, знает практически все, но не все еще умеет, этот пояс показывает, что он уже не остановится в своем развитии, он перешагнул рубеж, как, извините за плохой пример, курильщик, который переступил однажды планку и не может бросить курить. Так и человек не может отказаться от тренировок не потому, что он себя заставляет, а потому что он так изменил себя, изучая боевые искусства. Его изменила школа, он уже не может жить без тренировок, а это значит, что он на верном пути и никогда не свернет с него и достигнет нужного уровня.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что мне сказал Хигаонна, когда вручал «почетный» черный пояс, а я заметил, что не имею права на высoкий 8-й дан, так как никогда не занимался стилем Годзю-рю: он спросил меня продолжаю ли я тренироваться, на что я ответил, что да, каждый день. Хигаонна сразу сказал, что я достоин черного пояса. Видимо, он придерживается примерно тех критериев, о которых только что говорил.
Я не вижу ничего плохого, если школа из уважения к человеку, который сделал что-то для развития дела, дала ему пояс. Понятно, что если он никогда не ходил в зал и не тренировался, но получил «почетный» пояс, то и он и все вокруг должны осознавать, что это пояс – почетный. Да, в этом случае и на дипломе надо написать, что пояс почетный, «с глубоким уважением» и так далее. Я не считаю, что это неправильно, тем более, что бывают ситуации, когда человек по состоянию здоровья или по каким-то еще причинам не может заниматься, но при этом делает все для школы. А школы каратэ, да и других боевых искусств не настолько богаты, чтобы выдавать денежные премии, квартиры или машины, поэтому они дают, что могут.
Историческая справка
Выслушав мнения участников нашего «Круглого стола», мы решили по возможности освободиться от эмоций и обратились за исторической справкой к официальному представителю авторитетнейшей японской организации — Ассоциации воинской добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутоку кай), кёси Дай Ниппон Бутоку кай Александру Дмитриевичу Арабаджиеву . Вот что он нам ответил:
Каждая школа боевых искусств имеет свою, внутреннюю традицию проведения экзаменов, определения той или иной степени мастерства и присвоения соответствующих званий и разрядов. Естественно поэтому, что варьирование экзаменационной программы и критериев ее сдачи, как и вручение почетных степеней, могут достаточно сильно меняться от школы к школе.
В конце XIX века в Киото была основана Ассоциация воинской добродетели Великой Японии — Дай Ниппон Бутоку кай. Эта организация была создана выдающимися наставниками боевых искусств, а также ведущими социально-политическими деятелями этого критического для истории страны периода по поручению правящего в те годы императора Мэйдзи.
Став важным объединяющим звеном мастеров боевых искусств всей Японии, Дай Ниппон Бутоку кай вскоре стал присваивать высшие мастерские степени и учредил собственную систему из трех ступеней: Сэйрэндзё («Свидетельство о закалке), которое позднее было заменено на ранг Рэнси — «Закаленный воин», Кёси — «Наставник воинов» и Ханси — «Служащий образцом». Сейчас эта система существует независимо от системы мастерских степеней данов и в большей степени является мастерской лицензией мэнкё.
Разумеется, в основе каждой последующей аттестации и тем более получения мастерской лицензии основным фактором является изучение техники школы, а также так называемый «компонент проделанной работы», или попросту проявленное в тренировках усердие.