Почему японские саларимены могут распоряжаться только «карманными деньгами»?
Пятнадцатое число каждого месяца – большое событие в жизни 36-летнего Ёсихиро Нодзавы – это день заработной платы.
Но каждый месяц он добросовестно отдает всю зарплату своей жене Масами. Она ведет бюджет семьи и выдает ему в качестве карманных расходов всего 30 тысяч иен в месяц (примерно 12 тысяч рублей). Несмотря на то, что он является кормильцем семьи, это все, что он может потратить на себя в месяц. «Последние пять дней до зарплаты, начиная с десятого числа, обычно самые тяжелые», – сетует Ёсихиро. Для сравнения – состоящая из четырех членов семья Нодзава может с легкостью спустить 30 тысяч иен в Диснейленде за день.
У Ёсихиро и Масами двое детей, Рино (шести лет) и Рэн (восьми лет), именно из-за них жена и решила сократить карманные расходы супруга. «Я стала контролировать семейный бюджет, когда стала домохозяйкой после рождения детей. В семье остался только один источник дохода, а образование детей и частные уроки стоят недешево», – говорит Масами.
Под каблуком
Ёсихиро не возражает, но вздыхает, что на 30 тысяч иен особо не разгуляешься в самом дорогом городе мира, Токио. «Она дает мне еду с собой, это здорово выручает», – рассказывает он в парке, расположенном недалеко от офиса, где в одиночку обедает каждый день.
Единственная роскошь для Ёсихиро – сигареты, на которые он тратит треть своих денег. «Может, придется бросить, если цены опять вырастут», – сетует он.
Хоть он и обедает в одиночку, но сама ситуация довольно распространенная.
Согласно обзору исследовательской организации «Softbrain Field», 74% бюджетов японских семей контролируются женщинами, и это не обязательно пары с маленькими детьми.
47-летний Таисаку Кубо получал по 50 тысяч иен (примерно 20 тысяч рублей) от своей жены Юрико в течение последних пятнадцати лет. Каждый год он пытается поторговаться насчет увеличения карманных расходов, но жена каждый раз подробно объясняет, почему это невозможно. «Она рисует круговую диаграмму, изображающую наш бюджет, чтобы доказать, что не может выделять больше карманных денег», – рассказывает Таисаку.
На этой нарисованной вручную диаграмме уровень его карманных расходов составляет 8,8% ежемесячного бюджета. «Самая большая часть расходов – это выплаты по ипотечному кредиту и налоги. У нас нет детей, так что я хочу быть уверена, что после того, как он выйдет на пенсию, нам хватит денег на жизнь», – объясняет его жена Юрико.
На этом доводы Таисаку иссякают. «Мне пришлось отказаться от машины, мотоцикла и требующих денег хобби», – посмеивается он.
Сокращение расходов
Ежемесячное содержание Таисаку – 50 тысяч иен – превышает средний уровень по стране. По сведениям банка «Shinsei», который отслеживает ситуацию с 1979 года, средний размер денег на карманные расходы в прошлом году составил 39 600 иен (примерно 16 тысяч рублей).
И чтобы окончательно добить японцев, нынешний уровень можно сравнить с 76 тысячами иен (30 тысяч рублей по нынешнему курсу) в 1990 году, когда, по мнению многих, японская экономика достигла пика. Это было через год после того, как основной биржевой индекс страны Nikkei 225 достиг рекордной отметки 38,916.
Но в 90-е курсы акций резко упали и больше не приближались к такому уровню. А вместе с ухудшением показателей японских компаний снизились и карманные деньги сотрудников.
Так что сегодня те, кому жены не дают еду с собой, стараются втиснуть свои ежедневные расходы на обед в 500 иен (200 рублей). Во многих городах цены зависят от расположения, интерьера кафе и качества предлагаемых еды и напитков. Но в большинстве случаев пятисот иен едва хватит на чашечку лапши или бургер в Макдоналдсе.
Расходы на выпивку тоже упали рекордно низко. В среднем, за вечер тратится всего 2 860 иен (1 144 рубля), что почти вполовину меньше того, что было три года назад. На такие деньги особо не разгуляешься: пол-литровая бутылочка «Asahi» в среднем обойдётся в 700 иен (280 рублей).
Удвоить доходы
Так почему бы японским мужчинам самим не заняться ведением бюджета? «Не думаю, что многие счастливы, отдавая женам всю зарплату», – полагает консультант по карьерному росту Такао Маэкава. – «Но они считают своей обязанностью обеспечивать семью даже в ущерб себе».
Традиционно сочетание вкалывающего саларимена (так называются «белые воротнички» в Японии) и жены-домохозяйки считалось сочетанием, обеспечившим экономический подъем Японии после Второй мировой.
«Вообще как-то раз он пытался заняться бюджетом», – рассказывает Масами Нодзава, выделяющая мужу по 30 тысяч иен в месяц. – «Но он заявил, что тратит на это слишком много времени, и я снова занялась этим сама». Ёсихиро согласен: «Я знаю, сколько зарабатываю, и теперь понимаю, как трудно распределить деньги. Даже если мне повышают зарплату, я не очень-то надеюсь на рост карманных расходов».
Сегодня все в большем количестве семей вынуждены работать оба супруга, иначе не получается.
Но сейчас Ёсихиро и Таисаку стараются найти бары, достаточно дешевые для того, чтобы не просадить все деньги за один раз.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 7.10.2012
Читайте также:
- Как саларимены тратят деньги
- Причёски японских женщин отслеживают подъёмы и спады японской экономики
- 70% японцев против перезапуска закрытых реакторов
- В Японии проектируется футуристическая ферма: на пострадавших от мартовского цунами землях будут работать роботы
- Опрос: японцы недовольны действиями по урегулированию ядерного кризиса