Румынка расцвела, став гейшей
Идзунокуни, префектура Сидзуока — Изабелла Оноу старается подавить дрожь в руках. Всматриваясь в зеркало, она пытается стереть пятнышко помады, и испускает тихий, почти робкий, смешок.
«Я переживаю, что клиенты будут холодны со мной, что они не одобрят, или даже поругают меня, — говорит румынка из Бухареста после своего дебюта на фестивале «Гэндзи Аямэ» на горячих источниках Идзу-Нагаока, — С самого начала у меня был пунктик: примут ли меня как гейшу по-настоящему?»
Она опускает глаза на свои всё ещё дрожащие руки, в которых лежит ткань, покрытая алыми пятнами, и на секунду в её ярко накрашенных глазах проскальзывает печаль или сожаление. Впрочем, ни то, ни то. Она поднимает голову, на лице медленно расцветает улыбка: «Я не могла ошибаться сильнее. Они так добры, даже когда я ошибаюсь. А я ошибаюсь». Оноу неожиданно с ожесточением вскидывает руку к голове, останавливая её как раз вовремя, чтобы не испортить свой прекрасно выполненный парик. Затем встаёт, низко кланяется старшей гейше, которая проходила мимо, щебечет прощание на безупречно вежливом японском, а затем лёгким аллюром, который позволяет цветистое кимоно, бежит переодеться к вечернему банкету.
Оноу стала популярной после того, как была принята в «мир цветов и ив» три месяца назад. Клиенты приезжают для неё издалека, например, одна группа из 30 человек прибыла из Хамамацу, расположенного более чем в трёх часах пути.
«Я была потрясена, когда мне сказали, что я принята, — говорит Оноу, — но сразу же подумала, что мои страдания наконец окупились».
«Страдания» начались 15 месяцев назад, когда она начала прохождение обязательного годичного ученичества после приглашения в сообщество гейшей Куми Миямото, которая является наследницей владелицы одного из окия Идзу-Нагаоки вместе со своей сестрой. Сперва Оноу отказалась от предложения, не уверенная в том, что ей будут рады в мире гейш, с его малым присутствием иностранцев за все 400 лет существования, известном своей требовательностью и важностью следованию протоколу. Но, подбадриваемая Миямото, согласившейся стать «о-нээ-сан» румынки (букв. «старшая сестра», наставник), она отправилась в путешествие, которое могут преодолеть редкие японцы.
Миямото стала учить Оноу основам, необходимым для того, чтобы быть принятой в качестве гейши. По её словам, ей пришлось сменить не только походку и манеру общения, но и образ мысли. «Европейцы страстно высказывают свои чувства, но теперь мне нужно их контролировать, чтобы оставаться спокойной, несмотря на то, что я чувствую внутри. Это настоящее сражение». Оноу должна была разучить традиционные танцы и игру на таких музыкальных инструментах как трёхструнный сямисэн, а также народные песни минъё (民謡), которыми нужно заниматься ежедневно.
В апреле Оноу прошла экзамен, и является с тех пор полноценной гейшей. Кроме того, ей дали профессиональное имя, Фукутаро, которое, по её утверждению, взято от названия сладостей, продающихся возле святыни в Мисиме. «Это также мужское имя, но в мире гейш это считается удачным. А я чувствую себя потрясающе удачливой. Это воплощённая мечта», – делится она.
Мечты Оноу о Японии начались в подростковом возрасте под бесчисленные книги о стране, например, «Сёгун» Джеймса Клавелла. Тогда её собственная страна прошла через огромные изменения во время последних годов коммунистического правления Николая Чаушеску. Отец Оноу работал в гостинице, мать — на текстильной фабрике, чью продукцию экспортировали по всему миру, включая Японию.
Разбирающаяся в портновском деле Оноу получила шанс посетить Японию в 1999 г. и немедленно влюбилась в эту страну и её народ. Её особо интриговал мир гейш, особенно их танцы, и она была рада узнать, что некоторые стереотипы из книг — особенно о том, что гейши — это часть японской секс-индустрии — это лишь продолжение неверных представлений о Японии.
Четыре года спустя она вернулась, чтобы работать в суси-ресторане своего друга, сперва официанткой, а затем и на кухне. Вскоре она познакомилась с Миямото, посетившей ресторан, которая разглядела в Оноу качества, которые могли бы быть полезны её окия. «Фукутаро утончённа и изысканна, а многие японки, кажется, забыли это ощущение. Я слышала, Оноу — единственная иностранка-гейша на данный момент. Многие японцы говорили, что Фукутаро более похожа на японку, чем японки по крови. Она решительная, много занимается и очень мужественная», – рассказывает Миямото.
Мужественности Оноу научилась, пройдя трудности. На работе она проводила часы, прислуживая гостям и развлекая их, сидя в позе сэйдза. В результате она стала испытывать серьёзные проблемы с ногами: врач стал требовать, чтобы она ушла из профессии. Это стало бы серьёзной потерей для Идзу-Нагаоки, количество гейш там сократилось с 400 в процветающие времена до 40.
Недавний визит матери Оноу почти заставил её уйти. «Она сказала, что я должна уйти, иначе мои ноги будет уже не вылечить,» — говорит Оноу, — «На нескольких вечеринках у меня лопались сосуды на ногах».
«А потом она посмотрела выступление, и больше не стала говорить об уходе. Думаю, она поняла, зачем я выбрала терпеть боль и жить в мечте».
А что же говорят братья и сёстры с друзьями? «Они были наполовину развеселены, а наполовину ошеломлены,» — смеётся Оноу, — «но это вполне нормально. Я гейша, я до сих пор наполовину ошеломлена этим».
Перевод на русский: Хон Яку для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 21.03.2012