Новости из Японии

«Место для общения» помогает японским подросткам обрести уверенность в себе

10th February 2012

«Место для общения» помогает японским подросткам обрести уверенность в себе

В разделе Общество |

Согласно данным Японского института по проблемам молодежи за 2009 год, японские подростки довольно пессимистично настроены: половина из них считает себя не особенно способными, трое из пяти чувствуют себя бесполезными, каждый третий – одиноким.

Один из студентов общается со школьником на мероприятии «Катарибы»Куми Имамура (Kumi Imamura) пытается научить подростков уважать себя, создав для этого «Катарибу» («Katariba»). Это некоммерческая организация, цель которой – показать молодым людям, что на самом деле они способны многого достичь. Имамура и ее команда проводят в школах встречи, где добровольцы из числа студентов рассказывают старшеклассникам, как они преодолевали трудности, добивались целей и выбирали карьеру.

«Молодые японцы не верят, что в их силах что-то изменить», – рассказывает Юта Ямаути (Yuta Yamauchi), специалист «Катарибы» по связям с общественностью, – «Мы стараемся помочь им обрести уверенность в себе и убедить в том, что они могут многого добиться».

«Катариба» (буквально «место для общения») дает редкую возможность для непринужденной и очень важной беседы между сверстниками, что необычно для японской образовательной системы. Студенты могут и поделиться опытом, и предложить дружескую поддержку, ведь они не намного старше.

«Мы ценим это так называемое «диагональное» общение», – пояснил Ямаути, – «Учителя и родители могут дать подросткам «вертикальное» общение, потому что стоят выше их; друзья – «горизонтальное» общение, они в том же самом положении и с тем же жизненным опытом».

На мероприятиях «Катарибы» студенты рассказывают обо всем, от развода родителей до того, чему они научились в школьной бейсбольной команде. Старшеклассникам также предлагают поделиться своими надеждами и тревогами. Студенты рассеивают их опасения и дают советы. В завершение подростки дают себе обещание стараться достичь своих целей.

По словам Ямаути, поначалу многие подростки не проявляют интереса и кажутся скептичными, но к концу мероприятия их мнение зачастую меняется. Обобщенно это выглядит так: «Во-первых, так с ними еще никто не разговаривал; во-вторых, они счастливы, что их понимают; и в-третьих, они чувствуют поддержку в том, чем им хочется заниматься». Учителя удивляются, когда подростки ведут себя так открыто.

Проект начался в 2001 году, когда Имамура, тогда еще студентка расположенного в Токио университета Кэйо, приехала на выходные домой в префектуру Гифу, сельскую местность на западе Японии. В отличие от увлеченных студентов университета Кэйо, которые часто занимались созданием собственных фильмов или организацией различных мероприятий, школьные друзья Имамуры, учившиеся в местных университетах, были настроены пессимистично и жаловались, что устали от учебы и поисков работы.

Осознав, насколько окружающая обстановка может влиять на отношение людей к жизни, она задумалась о том, насколько это неправильно, когда во время обучения в колледже или поиска работы молодым людям практически не с кем посоветоваться.

Старшеклассники собрались в спортзале на одном из мероприятий «Катарибы»Имамура собрала группу единомышленников в своем университете. Они обратились в школы, чтобы понять, есть ли заинтересованность. Первая реакция была прохладной – многие учителя были настроены скептически, считая, что студенты вряд ли смогут научить подростков чему-то стоящему, ведь разница в возрасте совсем маленькая. Но постепенно, после проведения небольших мероприятий на школьных праздниках, учителя изменили мнение, и работа пошла.

Сейчас подразделения «Катарибы» есть по всей Японии, от Хоккайдо до Окинавы. В программе приняли участие более 82,8 тысяч учащихся и 450-ти школ. Хотя старшеклассники могут общаться со старшими товарищами через веб-сайт организации, планируется продолжать реальные встречи. «Даже если мы вдохновим учащихся на что-либо, их энтузиазм может легко сойти на нет. Мы хотим и дальше проводить встречи, чтобы не допустить этого», – рассказал Ямаути.

Организаторы проекта надеются преодолеть крайний пессимизм японских подростков. По данным обзора Японского института по проблемам молодежи, в 2009 году 60% подростков чувствовали себя «бесполезными» или «бесперспективными», по сравнению с 10% американских и 17% китайских подростков в том же возрасте.

Один из студентов демонстрирует график своих взлётов и паденийВ обзоре так же говорилось, что 69% японских подростков не считали возможным изменить общество, как ни пытайся. Почти половина оценивала свои способности ниже средних, по сравнению с 8% американских и 14% китайских подростков.

Ямаути полагает, что в некоторой степени этот пессимизм вызван неуверенностью в будущем: «Многие учащиеся хотели бы стать государственными чиновниками или служащими крупных компаний, потому что они считают такое положение стабильным. Но они уверены, что сейчас это совсем не просто». Он добавил, что многие даже не задумывались, о том, чем бы им действительно хотелось заниматься: «В экономике проблемы, они считают, что Японии пришел конец, и не видят для себя счастливого будущего».

Возможно, сказывается отсутствие системы профориентации в японских школах. По словам Ямаути, очень немногие молодые люди имеют представление о том, как это – работать.

«Было бы здорово, если бы обучение не ограничивалось стенами классов, и учащиеся могли попробовать свои силы на рабочем месте», – сказал он, добавив, что нынешняя система трудоустройства вынуждает «студентов выбирать не занятие по душе, а организацию, где они хотят работать».

«Катариба» дает им возможность задуматься об этом, отойдя от субъективного мнения родителей и учителей.

«Со времен Римской империи говорят, что молодежь никуда не годится», – заявил Ямаути, – «Но надо попытаться их понять и посмотреть на жизнь их глазами. Когда начинаешь говорить с ними, они с охотой откликаются. Наша цель – показать этим детям, что в их силах все изменить».

Статья на английском: Sophie Knight для The Asahi Shimbun, 8.02.2012
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 10.02.2012

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100