Кэндо – религия без бога?
Совершенствовать ум и тело, выработать энергичный характер, через серьезные и жесткие тренировки изо всех сил стараться преуспеть в искусстве кэндо, чтить правила поведения и честь, искренне общаться с другими людьми и всегда стремиться к самосовершенствованию. Только так можно полюбить свою страну и общество, внести свой вклад в культурное развитие, способствовать миру и процветанию человечества.
После года занятий кэндо у меня появилось чувство дежавю. Поначалу я не мог вникнуть в его суть, но вскоре понял, что многие люди в додзё относились к кэндо как к своего рода «религии». Прежде, чем меня обвинят в святотатстве, позвольте мне все объяснить.
Как я писал в предыдущем посте, я был воспитан в католической воскресной или церковно-приходской школе, как вы ее назовете. И хотя это не всегда было весело, теперь я вижу много плюсов, которые мне дало церковное воспитание. В дополнение к понятным акцентам на библейских истинах и учении Иисуса, было почти семейное чувство общности и обычай посещения мессы по воскресеньям, за которой следовало «разговение» отличным завтраком – снова как в семье. Конечно, по воскресеньям мы одевались как можно лучше, были идеально расчесаны и так далее. Церковь была также координационным центром для «лото», благотворительной продажи выпечки, просветительских программ, вышеупомянутой воскресной школы, где занятия часто проводились добровольцами из прихода. Это далеко не все, но я думаю, что вы поняли мою мысль.
Теперь сравним с кэндо, как им часто занимаются в Японии. Для начала можно привести первые строки этой статьи. Кэндо это «вера», и в моем понимании ее идея созвучна тому, что можно найти в Новом Завете. В частности, я не раз слышал на проповедях разных священников о таких ценностях, как предупредительность, честь, искренность, мир, любовь к отечеству и процветание.
Далее, когда я сблизился и подружился с некоторыми членами додзё, мне часто приходилось слышать, что кэндо – действительно семейное дело. Вполне обычной историей было то, что отец, мать или оба занимались кэндо, когда росли, затем «сбились с пути истинного», но после вступления в брак и рождения детей решали вернуться и «поделиться знанием» с детьми. И как скажет вам любой занимающийся боевыми искусствами или спортом, необходимость быть последовательным – одна из самых сложных задач. Занятия от случая к случаю не совсем «грех», но отношение к этому неодобрительное и честно говоря, нет большей вероятности пораниться, чем приступить к тренировкам после перерыва в месяц или два. В связи с этим рекомендуется посещать занятия раз в неделю или чаще.
Итак, семья приходит в додзё. Если у кого-то из родителей четвертый дан или выше, очень вероятно, что им предложат помогать в обучении детей – включая и собственных. Хотя родители приходят для улучшения своих навыков, они также учат подрастающее поколение. Есть аналогия с воскресной школой, если она вообще возможна, не так ли? Даже если родители не обучают, они занимают почетное положение «ока-сама» («okaasama») или «ото-сама» («otousama»), и все дети должны будут вести себя с подобающим уважением.
Нет ничего необычного, если после занятий семья пойдет куда-нибудь перекусить или «разговеться» с другими семьями. В кэндо даже есть «выездные занятия» или «гассюку» («gasshuku»), когда семьи планируют и совместно проводят выходные. «Гассюку» часто организуют во время летних каникул.
Но при всех сходствах между кэндо и религией я вижу явное различие: в кэндо нет бога. Во многих додзё можно найти синтоистский храм и/или флаг «Хиномару» на стене (Прим. пер. с изображением солнечного диска). Во всех боевых искусствах присутствует аспект дзэн во время медитации и размышлений до и после занятий. Можно увидеть занимающихся, кланяющихся додзё после прихода или перед уходом в знак уважения и в благодарность за защиту во время тренировки. Этот аспект анимизма, насколько я могу судить, близок к понятию божества религии «кэндо».
Вы не найдете здесь попыток обращения, споров, чья вера «правильная и единственно верная» и так далее. Честно говоря, по-моему, эта вера и ее применение в практике кэндо – разумный подход к привитию различных ценностей членам общества, решившим их принять. Отсутствие веры в высшее существо, конечно, не дает отнести кэндо к официальным религиям. Но это не значит, что кэндо не заслуживает благодарности за все хорошее, привнесённое в наш мир.
Спасибо за чтение. お疲れ様でした.
P.S. Подтверждая слова действиями, я разделяю свою «религию» с семьей. Мои сыновья недавно начали занятия кэндо. Они приходят в додзё с моей женой и тренируются вместе. Мне приятно сообщить, что они хорошо проводят время и ждут еженедельного похода в «церковь».
Эрик М. Скайер живёт в Японии уже 20 лет. 14 из них он занимается кэндо и сейчас имеет 5-й дан. Он преподаёт в Токийском университете фармацевтики и наук о живой природе, где также тренирует местный клуб по кэндо.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 18.10.2011