Бездомные в Японии становятся всё моложе и моложе
Как сообщает «Shukan Jitsuwa» (30-е декабря), на фоне углубляющегося кризиса бездомные становятся всё моложе и моложе.
Среди случайных прохожих на улицах Токио и Осаки был встречен молодой мужчина, спящий в холодное время года в телефонных будках, и молодые женщины, прибегающие к всё более дешёвым трюкам (цены на сексуальные услуги в ходе кризиса тоже снижаются), чтобы заплатить за ночь в Нет-кафе или манга-кафе.
Приведённые факты скорее отражают случайность, нежели закономерность. Сначала мы познакомились с С-саном (S-san), который в свои 53 года представляет более ранее поколение бездомных. Будучи парикмахером по профессии, он смело бросил это дело, когда «пузырь экономики» в 1980-х сделал возможным – или, по крайней мере, это казалось таким – мгновенный заработок. С родного Хоккайдо он перебрался в Токио, работал на стройке, получая в месяц 400-500 тыс. иен. Если бы всё и дальше так было!
Но, конечно же, пузырь лопнул, работы не стало и теперь он скатился до того, что спит на картонке и выживает за счёт бесплатных образцов различной еды в парке Уэно. Однако, у него есть своя гордость. Когда репортёр «Shukan Jitsuwa» спросил, почему он не обратился за пособием, С-сан ответил: «Слишком много ограничений, мне это не подходит – лучше быть свободным».
Н-сану (N-san) 29-ти лет, напротив, похоже, не достаёт этого гордого вызова. Его рассказ о 2000-х и в нём нет ничего о «пузыре». Он закончил старшую школу на Кюсю, переехал в Токио, в течение нескольких лет работал на временной работе, проживая в корпоративном общежитии. Весной прошлого года он лишился работы и, одновременно, жилья. Подённая работа на стройке помогла ему продержаться ещё какое-то время, но потом и это оказалось за пределами его досягаемости. «Главная причина», – говорит он, – «заключается в том, что у меня нет постоянного адреса, нет гаранта. Что я мог сделать? Я зарегистрировался в бюро по трудоустройству».
Временами ему перепадает работа, но «денег едва хватает. Если мне удаётся заработать в месяц 40 тыс. иен, это уже прилично». Он один из тех, кому с приходом холодов пришлось ночевать в телефонных будках. «Тем не менее», – говорит он, – «я в лучшем положении, чем некоторые».
Он подразумевает молодых бездомных женщин – это сравнительно новая категория. Многие из них раньше работали в сфере эротических развлечений и были вытеснены из неё. Теперь они обслуживают бедных за 3-5 тыс. иен. «Дешёвая проституция», – отмечает один из обозревателей.
В Осаке есть место, называемое Воровским рынком, это район узких улиц, где с лотков торгуют видео, подержанными книгами и электроприборами, а также многим другим. Многие из местных торговок – бездомные, как утверждается в «Shukan Jitsuwa». По ряду причин сотрудники журнала не поинтересовались у женщин, что те думают о своей жизни или что ждут от будущего, но такое впечатление, что от этого отмахиваются как от чего-то почти нормального. Если так, то Япония оказалась в удручающем положении и без какой-либо перспективы улучшения в ближайшее время. Как выразился К-сан: «Когда к власти пришла Демократическая партия Японии, я думал, что для нас будет больше работы, но куда там. Стало ещё хуже, чем когда ЛДП была у руля».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 25.12.2010