Истина в вине, или нет?
На прошлой неделе я пил пиво и ел сашими в крошечном баре в Сибуе (Shibuya), Токио, когда один из офисных работников громко воскликнул: «Разве эволюция тоже самое, что и прогресс?»
Я подумал минутку и сказал: «Нет, это разные вещи». Но дальнейшие пояснения на японском я не сумел найти вовремя и потому разговор угас.
Чтобы начать колонку этой недели и ответить на этот вопрос, я запасся словарем и помощником, владеющим двумя языками. Интересно, неужели посетитель действительно хотел получить лекцию больше, чем выпивку после работы?!
Прогресс – это изменения «к лучшему», другими словами, что-то меняется в сторону улучшения с точки зрения большинства. Удешевление и улучшение здравоохранения для всех может служить примером прогресса, и большинство людей согласится с этим.
Существует одно принципиальное отличие от эволюции: прогресс – это культурное изменение, направленное на определенную цель (в примере со сферой здравоохранения это улучшения благополучия общества). Эволюция же является генетическим изменением, не имеющим цели, и иной раз изменения, происходящие в результате эволюции могут привести к менее комплексному (сложному) результату, чем было раньше.
Это простое отличие, но иллюстрация его обсуждается во всех барах.
В США исследователи обнаружили, что только 40% взрослых верят, что люди произошли от животных. В Японии таких 78%. Но в отличие от США, ни одна крупная политическая партия в Японии не считает взгляд на эволюцию положительным отправным пунктом.
В Японии, как и в других странах, существует беспокойство о достижениях науки и о том, куда они могут завести. Существуют совершенно законные вопросы, которые должны быть заданы, о таких вещах как искусственный интеллект или исследования стволовых клеток. Отличие от США в том, что там это беспокойство имеет религиозную природу.
Согласно опросам, поддержка биотехнологий в Японии снижается. Поддержка общества остается выше, чем в США или Европе, но все доводы, кажется, теряют опору. Возможно это вызвано опасением, что прогресс в сфере биотехнологий может потребовать слишком большой цены.
Только на этой неделе был приведен хороший пример того, как технологии – в данном случае не биотехнологии – могли улучшить жизнь наших древних предков из африканской саванны.
Почвы саванны содержат подземные органы (стебли, корни, клубни) растений различных типов. Ученые предположили, что наши древние предки получили доступ к этим ресурсам используя инструменты и выкапывая их – и это стало решающим достижением и помочь адаптации людей к жизни в саванне.
Это было обнаружено при наблюдениях за шимпанзе из саванны, которые, используя кору деревьев и палки, откапывали пищевые ресурсы. Это еще один пример поведения шимпанзе, которое раньше считалось чисто человеческим. (Конечно же существует огромная разница между видами: люди борются за прогресс, так как я даже не могу представить себе шимпанзе, которые будут отказываться от остатков пищи, выброшенных их «прогрессивными» товарищами.
Страницы: 1 2