Ещё немного об Исэ-дзингу
Саму саё несли в паланкине на руках особо избранные слуги.
Саё не было позволено покидать ее резиденцию в Саику. Между тремя важнейшими фестивалями в храме, во время которых ее присутствие было необходимо, она вела в своей резиденции обычную дворцовую жизнь, которая мало отличалась от такой же в Киото: стихи-музыка, прогулки в лодке по заливу, изящные беседы с придворными дамами.
Приехать в Киото саё могла только в случае смерти ближайшего родственника или самого правящего императора. Но после этого обратно в Исэ она вернуться уже не могла. И приходилось избирать новую саё.
Однако, очень часто на роль саё избирались совсем молоденькие девушки, иногда даже те, которым не исполнилось и десяти лет. А срок жизни правящих императоров был не особо длинен в те далекие времена. И саё возвращалась в Киото после смерти своего царственного родича все еще молодой. И очень привлекательной для молодых (и не очень) придворных красавцев. Взять в жены бывшую саё считалось большой честью и очень выгодной партией. Бывшая саё – не только дочь или иная родственница императора, но и сама получала неплохую придворную должность после возвращения в свет и была окружена весьма романтическим ореолом. Придворных дам много, а бывших саё среди них раз, два – и обчелся.
Система саё была установлена в конце 7-го века. И первой саё была дочь императора Тэмму, принцесса Оку, которая была избрана саё в возрасте 12 лет в 673 году. Вернулась она в Киото в 686 году, когда ей было 25 лет. В общем, до глубокой старости никому из саё не приходилось жить в Исэ.
Закончила свое существование система саё в начале 14-го века, когда неразбериха с двумя императорскими дворами положила начало большой смуте, длившейся в итоге больше двух сотен лет.
После того, как все устаканилось с началом правления сёгунов Токугава, систему саё возрождать не стали. И красивая традиция осталась лишь в описаниях современников.