В Японии матери-одиночки сражаются за будущее детей
Окончание правительственной программы ещё больше осложняет жизнь родителям, желающим дать своим отпрыскам доступ к высшему образованию.
Для матерей-одиночек отсутствие государственной финансовой поддержки подразумевает «никакого высшего образования для детей» и, вероятно, никакого будущего – для них же.
В апреле правительство прекратило финансовую помощь одиноким родителям, которая в Токио составляла около 23 тыс. иен в месяц, и теперь многие из них не имеют средств даже на то, чтобы отправить своих детей в школу.
Одна мать-одиночка, пожелавшая остаться неизвестной, в 2002 г. ушла из семьи, где страдала и выносила насилие. В настоящее время она воспитывает троих подростков.
«Я очень обеспокоена», – говорит она. – «Я не могу сэкономить денег и понятия не имею, как дать детям образование».
Эта мать является только одной из многих получавших государственную помощь родителей-одиночек, которые в связи с прекращением выплат теперь не могут отправить своих детей в вузы. Особенно это решение разгневало матерей-одиночек, живущих в крайней бедности. На июньском собрании в Токио матери-одиночки и их сторонники были более всего озабочены вопросом получения детьми образования.
«Половина матерей-одиночек окончила только среднюю школу», что затрудняет для них доступ к высокооплачиваемой работе и получение достаточного количества денег с целью предоставления высшего образования их детям, – говорит Наоми Юдзава (Naomi Yuzawa) , профессор семейной политики колледжа социальных служб университета Риккё.
Правительство не составляет официальной статистики по состоянию бедности среди неполных семей, однако, по словам Аи Абэ (Aya Abe), научного сотрудника Государственного института исследований народонаселения и социального обеспечения, относительный уровень бедности среди неполных семей в 2004 г. составлял 66%, что значительно выше показатели среди полных семей (11%). Относительный уровень бедности определяется как доля семей с доходом меньше половины средней по стране величины располагаемого дохода. Статистические данные ОЭСР за середину 2000-х гг. также показывают, что уровень бедности детей из неполных семей здесь был достаточно высок: 59%. Таким образом, Япония оказалась на третьем месте среди стран ОЭСР, уступив «пальму первенства» лишь США (64%) и Канаде (60%).
«Это серьёзная проблема», – заявляет Юдзава. – «Правительство не измеряет уровень бедности, в том числе уровень детской бедности, оно даже не ставит целью уменьшить его».
Начиная с 2005 г. объёмы помощи родителям-одиночкам, которая предоставлялась только тем, кто живёт на пособие, постепенно сокращались, и наконец в апреле этого года выплаты таковых дотаций были прекращены.
Министерство социального обеспечения заявило, что правительство приняло такое решение в связи с тем, что совокупный доход от социальных выплат и пособий родителям-одиночкам превысил средние расходы неполных семей, большинство из которых не живут на одно лишь пособие от государства. Тем не менее, многие родители-одиночки, живущие на это социальное пособие, не имеют никаких сбережений и сталкиваются со значительными трудностями.
«Состояние моего здоровья нестабильно, но если я, выполняя работу на полставки, заработаю в месяц на 10-20 тыс. иен больше, я смогу оплатить обучение», – говорит мать-одиночка, перенесшая насилие в семье.
Поскольку сейчас женщина страдает от депрессии, врач посоветовал ей не работать, однако, работать она всё же начала, поскольку, по её же собственным словам, ей нужно зарабатывать на жизнь помимо сокращения расходов на питания.
С 2005 г. расходы на обучение в государственных старших школах покрываются государством, однако родителям всё равно приходится платить за школьные экскурсии, внеклассные мероприятия и покрывать разницу в случае, если их дети ходят в частную школу.
«Я сказала детям, что они не смогут пойти в старшую школу, если только их не примут в государственную», – говорит мать-одиночка.
Ещё одна мать-одиночка из токийского района Адати (Adachi), которая также не пожелала раскрывать своё настоящее имя, зарабатывает в год едва ли 1 млн. иен, несмотря на пять рабочих дней в неделю.
«Каждый месяц я едва свожу концы с концами. У меня даже нет возможности есть рис каждый день», – говорит она, добавляя, что не может сэкономить денег или заплатить за подготовительные курсы для своего сына.
В Парламенте оппозиционные партии представили законопроект по возобновлению финансовой помощи родителям-одиночкам, заявляя, что прекращение дотаций должно быть, по меньшей мере, обдумано. Несмотря на то, что в прошлую пятницу законопроект был одобрен Верхней палатой, шансы, что он будет принят, незначительны из-за доминирования в Нижней палате правящего блока Либерально-демократической партии и Новой Комэйто.
Тем временем правительственные чиновники утверждают, что недавно представленная правительственная помощь восполнит для неполных семей часть утраченного пособия. Однако таковая помощь явно является недостаточной, плюс на неё могут претендовать только работающие родители-одиночки.
В 2007 г. правительство начало поощрять родителей-одиночек больше работать, представляя выплаты в размере 10 тыс. иен тем, чей ежемесячный доход превышает 30 тыс. иен, и выплаты в размере 5 тыс. иен тем, чей ежемесячный доход меньше 30 тыс. иен. Кроме того, 40 тыс. неполных семей не могут претендовать на получение новой помощи, поскольку родители из таких семей не могут работать, т. к. либо больны сами, либо ухаживают за детьми или престарелыми.
Недостаток государственной помощи серьёзно ограничивает возможности получения образования детьми из неполных семей.
Юка (Yuka), учащаяся третьего класса средней школы из Кавасаки (Kawasaki), отчаянно хочет помочь своей матери поправить финансовое положение.
«Я не могу рассказать [своим] друзьям, что наша семья живёт на пособие», – говорит девушка, отказавшись раскрыть свою фамилию. – «Я беспокоюсь из-за денег и до сих пор раздумываю, в какую старшую школу я смогу пойти. Иногда я думаю, что наша жизнь так тяжела из-за меня».
В этом году правительство начало предоставлять ежемесячное пособие в размере 2560 иен учащимся начальных школ, 4330 иен – учащимся средних школ и 5010 иен – учащимся старших школ. Однако этого недостаточно, считает Тосихико Кудо (Toshihiko Kudo), директор организации «Ashinaga», занимающейся оказанием финансовой поддержки в воспитании детей, оставшихся без одного или обоих родителей.
«По сравнению с другими странами стоимость обучения [в частных старших школах и университетах] в Японии чрезвычайно высока», – заявил он.
Согласно статистическим данным ОЭСР за 2008 г., Япония тратит только 0,5% своего ВВП на высшее образование, тогда как Финляндия на эти нужды расходует 1,7% ВВП, Швеция – 1,5%, США – 1%.
«Мы не можем назвать Японию нацией образования. Находясь в нищете, люди теряют шанс на получение образования и поэтому не могут получить стабильную работу», – говорит он. – «[Находящиеся] в бедности дети останутся бедными навсегда».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 3.07.2009