В Японии вновь становятся популярными частные общежития
В наши неспокойные времена, с недавними убийствами студенток и распространением нового вируса гриппа популярными становятся частные общежития для студентов с проживающими в них же смотрителями.
В ноябре прошлого года в студенческом мансёне (Прим. пер.: «мансён» («manshon») – искажённое «mansion»; представляет собой многоквартирный дом) Ниси-Васэда, общежитии для студентов в токийском районе Синдзюку, первокурсник университета Васэда Юки Накамура (Yuki Nakamura, 19 лет), приковылял в столовую, жалуясь на очень высокую температуру в 40 градусов.
Тогда Синобу Адати (Shinobu Adachi, 45 лет), смотритель общежития, чьей основной работой является приготовление пищи, сопроводил его в ближайшую больницу, где персонал определил, что у Накамуры всего лишь простуда, а не «свиной» грипп, который, как он боялся, он мог подхватить. Адати готовил для Накамуры рисовую кашу и лапшу, которые на протяжении девяти дней приносил прямо в комнату к последнему, пока тот не поправился. В свою очередь Накамура был очень благодарен Адати.
«Мой отец – археолог, сейчас он и моя мать находятся в Центральной Америке. Я чувствовал себя успокоенным, поскольку он заботился обо мне [пока я был болен] так же, как заботились бы мои родители», – сказал Накамура.
Пятиэтажное общежитие открылось весной прошлого года и предоставляет своим постояльцам комнаты в 7,5 татами, в каждой из которых имеется кровать, рабочий стол и холодильник. В определённое время студенты приходят в столовую на завтрак и ужин. Хотя ванная комната и туалет находятся в общем пользовании, среди обитателей общежития не существует строгой иерархии, обязанностей по уборке, а также комендантского часа.
Юсукэ Накада (Yusuke Nakada, 20 лет), ещё один проживающий в этом общежитии первокурсник университета Васэда, сказал: «Несколько дней в неделю я возвращаюсь около часа ночи, поскольку работаю на полставки в ресторане, где подают гюдон».
Проживание здесь обходится примерно в 100 тыс. иен в месяц (Прим. пер.: около 32,5 тыс. рублей по сегодняшнему курсу), включая питание и административные расходы. При этом за меню, включающее в себя около 200 различных блюд в год, включая различные региональные блюда, отвечает специализированный диетолог.
Мать Накады, 47-летняя Такако (Takako), которая проживает в Саппоро, говорит, что данная стоимость является разумной, учитывая, что в неё «входит» душевное спокойствие.
«С моим сыном не случатся какие-либо инциденты, которые могут произойти при приготовлении пищи, и мне не нужно беспокоиться о том, что он питается магазинными бэнто или пропускает приёмы пищи», – сказала она.
Для самих студентов это тоже выгодно, поскольку время, которое у них могла занять готовка, можно потратить на учёбу или клубы (Прим. пер.: речь идёт о студенческих кружках по интересам, а не о ночных клубах ;)).
Согласно источникам, после того, как общежития для студентов добавили в список своих услуг питание, комнаты в них стали расхватывать, как горячие пирожки. По сообщению токийской компании «Mainichi Comnet», в ведении которой находится несколько студенческих общежитий, по всей стране имеется около 600 частных общежитий с проживающими в них же смотрителями, насчитывающих около 45 тыс. комнат. Из них около 340 общежитий с примерно 25 тыс. комнат находятся в токийском столичном регионе.
Женщины в поисках безопасности
Безопасность является основной проблемой для женских студенческих общежитий, которые составляют более половины частных студенческих общежитий.
В женском общежитии Мидзунокути (Mizonokuchi) в Кавасаки (Kawasaki), насчитывающем 100 комнат, смотрительница Рицуко Накамура (Ritsuko Nakamura, 59 лет) и её муж бдительно следят за общежитием при помощи видеокамер, расположенных в четырёх точках вокруг дома, включая вход и парковку. Изображение с видеокамер передаётся на персональный компьютер, который находится в кабинете на первом этаже и за которым обязательно находится кто-нибудь из них двоих. Наблюдение ведётся с 7-ми утра до 11-ти вечера, когда в общежитии начинается комендантский час. Камеры всегда работают, а входная дверь оборудована автоблокировкой.
Дальше холла общежития проход мужчинам запрещён, даже если они являются родственниками студенток.
50-летняя мать одной второкурсницы университета Кэйо, которой сейчас 21 год, из Цукубы (Tsukuba), префектура Ибараки, твёрдо заявила, что для женских студенческих общежитий, расположенных в больших городах, наличие комендантского часа и смотрителя, живущего тут же, является необходимостью.
Некоторые общежития начали предпринимать дополнительные меры безопасности, включая установку инфракрасных датчиков, колючей проволоки, систем распознавания отпечатков пальцев и даже подслушивающих устройств и скрытых видеокамер.
По сообщению «Itochu Urban Community» и «Tohjin Co.», управляющих общежитиями в столичном регионе, более 40% комнат, которые освободятся весной этого года, были зарезервированы ещё в конце прошлого года.
Хироси Симада (Hiroshi Shimada), профессор женского университета Конан (Konan) и эксперт в области социологии образования, осведомлённый об условиях проживания студентов, сказал, что родителям становится всё труднее отпускать от себя детей, поскольку мир стал куда более опасным местом.
«Однако, меня беспокоит, что у нынешних студентов могут отсутствовать возможности для развития их силы духа», – заявил он.
Хотя когда-то студенты избегали общежитий из-за таких ограничений, как комендантский час, сейчас общежития стали вновь привлекать их внимание в связи с ростом спроса на безопасность и спокойствие.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 14.01.2010