Среди служащих Сил самообороны Японии растёт число самоубийц
Будучи идеалистом и интересуясь продвижением гуманитарной помощи за рубежом, Томохиса Ирино (Tomohisa Irino) в 2004 г. вступил в ряды Сил самообороны Японии.
Но только год спустя 21-летний старшина совершил самоубийство.
В своём блокноте наряду с выражениями признательности семье и друзьям Ирино написал «Я никогда не прощу вас» и проклял Осаму Сато (Osamu Sato), бывшего его начальником в Морских силах самообороны (МСС).
По словам адвокатов родителей Ирино, подавших в 2006 г. иск против правительства и г-на Сато, Сато собирался стрелять по Ирино и другим молодым офицерам из пневматического пистолета. Также он вымогал у Ирино деньги. Но при этом Силы самообороны отрицают, что издевательства как-то связаны с самоубийством, хотя они и знают, что в 2005 г. Сато был осуждён за вымогательство и насилие в отношении других должностных лиц.
«Силы самообороны были хорошо осведомлены о реальности издевательств, однако они безответственно пренебрегли этой проблемой», – заявляет Хисаси Окада (Hisashi Okada), адвокат истцов, чьё дело рассматривалось в феврале. – «То, что мы делаем, должно пролить свет на структурный дефект в Силах самообороны».
В последние годы военные круги Японии потряс ряд скандалов. И как говорят наблюдатели всего политического спектра, Силы самообороны, в которых насчитывается 240 тыс. военнослужащих, а годовой бюджет составляет 50 млрд. иен, всё больше требуют реформ и усиления дисциплины.
В послевоенный период вступление в ряды Сил самообороны рассматривалось как хороший путь для получения навыков и умений, полезных в будущем для гражданского населения. В связи с пацифистской Конституцией страны Силы самообороны больше занимаются оказанием помощи и ликвидацией последствий стихийных бедствий, нежели военными операциями. Солдаты даже помогают при организации Снежного фестиваля в Саппоро.
Но после критики за одно только финансовое вспомоществование во время войны в Персидском заливе (1991 г.) Япония приступила к отправке сотрудников своих Сил самообороны за границу, главным образом для участия в миротворческих операциях ООН. Её войска помогали восстанавливать Ирак, впервые со времён Второй мировой войны войдя в 2004 г. в район боевых действий. А на прошлой неделе японские эсминцы отправились на борьбу с сомалийскими пиратами.
Кантоку Тэруя (Kantoku Teruya), парламентарий из Социально-демократической партии, заявил, что возможно, что новые заграничные миссии повлияли на рост числа самоубийств среди сотрудников Сил самообороны. За последние 12 лет среди членов Сил самообороны число самоубийств резко возросло: в 1997 г. таких случаев было всего 61, а в последние четыре года ежегодно совершалось около сотни самоубийств. По сообщению г-на Тэруи, 16 из 19700 военнослужащих, дислоцированных в Ираке, покончили с собой, что в три раза выше уровня самоубийств в самой Японии, где на 100 тыс. человек приходится 26,1 суицидов, что тоже не так уж и мало.
Представитель Министерства обороны сообщил, что доктора отслеживают психическое здоровье служащих до, во время и после завершения задания за рубежом.
«Очень трудно определить причину каждого [самоубийства]. Мы не можем с уверенностью заявить, что издевательства или домогательства могли стать причиной самоубийств», – сказал он.
Само министерство изо всех сил пытается выстоять под градом других проблем. Например, вскоре, как ожидается, будут выдвинуты обвинения против персонала «Атаго» («Atago»), эсминца, столкнувшегося с траулером год назад. А в 2007 г. сотрудники Сил самообороны совершили более 800 преступлений, в том числе грабежей, вооружённых нападений, сексуальных преступлений, а также водили в нетрезвом виде, – сообщает Кацухиса Миякэ (Katsuhisa Miyake), написавший по данному вопросу две книги.
В сентябре прошлого года очередной инцидент с МСС потряс нацию. Молодой старшина, который должен был быть переведён на субмарину, был вынужден перед уходом сразиться с 15-ю своими коллегами. Как офицер сообщил своей семье, драка «должна была стать «ханамукэ» («hanamuke»), своего рода прощальным подарком.
В одной из своих передовиц «The Okinawa Times» вопрошает: «Уж не переняли ли они порочную традицию Императорской армии?».
В 2007 г. Высокий суд Фукуоки вынес постановление, согласно которому правительство должно было выплатить компенсацию родителям другого моряка, который повесился в 1999 г. Его родители утверждают, что их сын находился в жесточайшей депрессии из-за оскорблений со стороны своего начальника.
Родители Ирино сказали, что хотят определить ответственность каждой из сторон.
«Вероятно, существует множество других служащих Сил самообороны, сталкивающихся с теми же проблемами, что и мой сын в своё время», – заявила мать Ирино. – «Мы не хотим больше жертв».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon, 20.03.2009