Вопреки распространенному мнению жизнь ниндзя была далека от героической
Ниндзя, прекрасно тренированные беспощадные люди, крадущиеся по темным переулкам феодальной Японии, не утратили своей популярности, о чем еще раз сказал летний показ детского фильма «Нинтама Рантаро» («Дети-ниндзя»).
Правда, настоящие ниндзя заметно отличались от таинственных персонажей, совершающих в фильмах и романах невероятные подвиги.
Сегодня многим ниндзя представляются людьми в черной одежде с капюшоном и маской, бросающимися в преследователей метательными звездочками и эффектно исчезающими с земляных валов в клубах дыма. Однако некоторые специалисты полагают, что такой образ ниндзя прижился благодаря фильмам и манге не так уж давно, в период Сёва (1926-1989), и был позаимствован из героических эпосов периодов Мэйдзи (1868-1912) и Тайсё (1912-1926).
Митифуми Исода, адъюнкт-профессор Университета искусства и культуры в Сидзуоке, один из очень немногих историков, изучающих ниндзя. Ученый тщательно исследует письменные источники по всей Японии. Он автор книги «Буси-но какэйбо» («Самурайские книги записей расходов по домашнему хозяйству»), бестселлера 2003 года.
«Ниндзя получили свое название из-за таинственного образа жизни», – поясняет Исода, имея в виду значение иероглифа «нин». – «О них осталось мало письменных упоминаний».
Но очевидные трудности не оттолкнули его от изучения всех имеющихся скудных источников, таких как имена ниндзя в списках состоящих на службе в феодальных имениях периода Эдо (1603-1867).
Особенно знамениты были кланы ниндзя из провинций Ига (сегодня префектура Миэ) и Кока (часть префектуры Сига). Их нанимал на службу не только сёгунат, но и феодалы по всей Японии. Исода опроверг расхожее мнение о том, что ниндзя из Ига и Кока соперничали друг с другом: «У провинций была общая граница. Очевидно, что ниндзя делились навыками и заключали браки».
В самурайской энциклопедии «Букэ Мёмокусё», составленной при сёгунах Токугава в период Эдо, говорится, что ниндзя засылались во враждебные провинции для сбора информации, организации поджогов, убийств и совершения других внезапных ударов по чужим замкам. Ниндзя мастерски владели огнестрельным оружием, некоторые из них были снайперами во время сражений.
Но с началом XVII века, после падения клана Тоётоми и окончания эпохи войн, задачи ниндзя стали гораздо обыденнее. Сёгунат нанимал ниндзя из Ига и Кока для охраны замка Эдо на территории современного Токио. Так, некоторые полагают, что дворцовые ворота Хандзомон, находящиеся недалеко от одноименной станции метро, названы в честь охранявшего их Хаттори Хандзо, ниндзя из Ига.
В данный момент Исода занимается изучением ниндзя из Ига, служивших в замке Окаяма. Их основными обязанностями были охрана феодала во время его обязательных путешествий в Эдо и обратно, предотвращение пожаров в замке и доставка в безопасное место семейного реестра во время катастроф.
Возможно, далекий от истины образ ниндзя-сверхчеловека происходит из написанной в 1676 году книги для посвященных «Бансэнсюкай», рассказывающей о правилах и приемах этого загадочного ремесла.
В период «воюющих царств» XV-XVI веков ниндзя были и воинами, и крестьянами, занимаясь обработкой земли в мирное время. Но проведенное сёгунатом разделение классов понизило статус ниндзя из Кока до крестьян. В 1788 году их потомки обратились к правительству с просьбой позволить им нести воинскую службу. Они ссылались на «Бансэнсюкай» и другие книги об искусстве ниндзя, где говорилось о подвигах их предков.
По словам Кадзутоси Фудзиты, сотрудника исторического отдела храма Сёкокудзи и автора книги о жизни ниндзя из Кока, в «Бансэнсюкай», например, рассказывается, какое заклинание нужно произнести, чтобы стать невидимым. «Эти необычные моменты отразились в романах, например, в «Эхон Тайкоки» (1797-1802), где одним из важных персонажей является злобный ниндзя Исикава Гоэмон. Это наверняка повлияло на формирование образа ниндзя», – полагает Фудзита.
Манабу Макимэ, писатель, частями опубликовавший роман о ниндзя в еженедельном журнале «Сюкан Бунсюн», полагает, что между ниндзя и современными работниками немало общего: «В произведениях прошлого ниндзя порой изображаются противниками и жертвами как сёгуната, так и своих профессиональных правил. Ниндзя представляют отличный материал, отображающий положение современных людей, например, служащих».
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 1.10.2013