Новости из Японии

Возможно ли возрождение исторических драм?

18th May 2012

Возможно ли возрождение исторических драм?

В разделе Развлечения | | Ключевые слова:

ТОКИО – Телесеть «TBS» прекращает показ исторической драмы «Мито Комон», в течение сорока двух лет выходившей на экраны по понедельникам в 20:00, из-за чего многие критики утверждают, что жанр «дзидай-гэки» («jidai-geki», историческая драма) близок к своему закату.

В апрельском выпуске журнала «Shincho» исследователь «дзидай-гэки» Таиити Касуга (Taiichi Kasuga) рассказывает о том, что привело к снижению популярности жанра как в кино, так и на телевидении.

Усилиями первопроходца немого кино режиссера Дайсукэ Ито (1898-1981) исторические драмы переживали свой расцвет в пятидесятых годах прошлого столетия. В то время стараниями таких гениев, как Акира Куросава (1910-1998), японские киностудии выпускали по 150 фильмов в год. Их количество начало резко падать в 60-х, но на помощь пришло телевидение. Режиссерам и сценаристам, взявшим на вооружение приемы шпионских фильмов Голливуда и «спагетти-вестернов» (Прим. пер.: итальянские вестерны 60-70-х годов), удалось увлечь публику.

Одной из причин снижения популярности кино стал упор на зрелищность, которая, требуя много средств, влекла за собой и значительные финансовые риски. К концу 70-х годов исторические драмы переместились на телевидение, заинтересованное в привлечении как можно большего количества актеров и поддержании постоянной занятости персонала.

Поначалу телевидение стало вторым дыханием для самурайского кино. К сожалению, со временем оно превратилось в конвейер, работающий больше на количество, чем на качество. Фильмы с яркими отрицательными героями, как «Когараси Мондзиро» («Kogarashi Monjiro») или «Хиссацу» («Hissatsu»), начали исчезать, когда продюсеры-саларимены облюбовали набор стререотипных сюжетов, предпочитая придерживаться старой доброй формулы «кандзэн тёаку» («kanzen choaku») – добро побеждает, а зло наказано.

Похожие одна на другую исторические драмы перестали интересовать молодежь. К середине 80-х приверженцами жанра остались, в основном, люди почтенного возраста.

Ситуация еще более осложнилась в 1996 году, когда изменился метод оценки зрительских рейтингов. До этого времени учитывалось только количество семей, смотрящих какую-либо программу; теперь начали отслеживаться пол и возраст зрителей. Был сделан неутешительный вывод, что исторические драмы смотрит исключительно старшее поколение – группа потребителей с ограниченной покупательской способностью. Начался массовый отток инвесторов, и с 1999 по 2000 год исторические драмы покинули самое востребованное эфирное время.

Наконец эта волна докатилась и до сериала «Мито Комон», который до этих пор продолжала финансировать компания «Panasonic». Даже после того, как агентство «Dentsu» выяснило, что контингент зрителей не совпадает с целевой аудиторией «Panasonic», агентство и компания не прекратили показ, стараясь найти выход методом проб и ошибок. Но затянувшийся спад, углубленный шоком от краха крупнейшего банка «Lehman Brothers», привел к тому, что к лету 2010 года закрылась студия «Eizo Kyoto», где снимали «Мито Комон», а годом позже было принято решение о прекращении показа «Мито Комон».

Еще одной проблемой стало то, что киотские студии «Toei» и «Shochiku» скатились до положения «субподрядчиков» токийских компаний. Они больше не могли проявлять инициативу и быть стражами традиций кинопроизводства, привлекающими опытных специалистов для подбора костюмов и макияжа, от былого взаимодействия не осталось и следа. Их начали рассматривать как местные съемочные площадки.

Переход к цифровым технологиям как в кино, так и на телевидении, улучшил качество изображения, выставив напоказ плохо сделанные парики «тёнмагэ» (самурайские прически), что еще сильнее оттолкнуло зрителей. У канала «NHK» нашлись средства и возможности для устранения таких проблем в своих исторических сериалах («тайга»), но у киотских студий это не получается.

В конечном счете, по мнению Касуги, этот жанр ценен хотя бы тем, что пробуждает воспоминания о прошлом; его возможностей хватит, чтобы стать настоящим современным искусством. Но продюсерам придется вернуться к истокам и работать активнее, а аудитории – отбросить всякую предвзятость, узость взглядов и постараться оценить творческие усилия создателей фильмов.

Если японцы не хотят исчезновения «дзидай-гэки», всем небезразличным придется энергично взяться за дело и помогать.

Статья на английском: Kyodo News, 24.04.2012
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 18.05.2012

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100