Японский бум: Имидж страны и перспективы его развития
История российско-японских отношений омрачена многочисленными военными конфликтами. В большинстве из них видимая победа оставалась за Россией. При этом почти всегда мировое общественное мнение оказывалось на стороне Японии. Устраивающее обе стороны решение остающихся межгосударственных проблем, прежде всего, территориальной, практически исключено также во многом из-за негативно настроенного по отношению к России общественного мнения Японии.
Одновременно в самой России Японии удалось добиться небывалого успеха в создании позитивного имиджа своей страны исключительно малыми средствами. В результате почти двухсотлетних имиджевых войн между Россией и Японией оказалось, что мы обладаем наибольшей площадью территории, на которую когда-либо претендовала Страна солнечного корня, но при этом вся наша повседневная жизнь буквально пропитана Японией. Мы смотрим телевизоры японского производства, ездим на японских автомобилях в японские рестораны, читаем японскую литературу, следуем японской моде, наши дети смотрят японские мультфильмы и даже пиво «Клинское. Самурай» разливали на пивзаводе, расположенном на улице Героев Хасана. Феномен такого успешного имиджмейкинга, феномен так называемого «японского бума», безусловно, достоин хотя бы краткого рассмотрения.
Начать его следует с определения, что такое «бум». Словари трактуют это понятие как «шумиху, сенсацию, ажиотаж вокруг какого-то события или явления». Понятно, что при такой трактовке бум не может быть долгим, что важно. Нельзя говорить, что он начался в советское время и продолжается до сих пор. Бум скоротечен, но если корни его столь глубоки, что мы может говорить о наличии устойчивого интереса к Японии в нашей стране, что существенно.
Для специалистов не является откровением то, что популярность Японии в России, рост позитивной составляющей ее имиджа – дело минувших лет, завершившееся в 2003-2004 гг. Фестивалем японской культуры в Российской Федерации. Именно в тот период – 1999-2004 гг. – и наблюдался у нас тот самый «японский бум», то есть сенсационная сумятица, шумиха вокруг популярности японской культуры, о котором говорили в октябре 2007 года в ИТАР-ТАСС на конференции с одноименным названием. Бум не может быть долгим, многолетним, и, по убеждению автора, он закончился не только в Москве, но и в регионах России, которые он застиг чуть позже, чем столицу. Чтобы убедиться в этом, стоит внимательно оглядеться вокруг и обратиться к несложному анализу.
Основные характеристики современного имиджа Японии в России
Что касается научного инструментария, с помощью которого можно охарактеризовать и оценить увлечение россиян Японией, то, отсутствовавший еще 3-4 года назад, сегодня он уже полностью разработан. Исследования на эту тему проводятся социологическими центрами и отдельными учеными регулярно, и даже эта регулярность может помочь разобраться во всплесках и спадах того самого бума. Об истории имиджевых взаимоотношений России и Японии написаны книги и научные статьи, создано отдельное направление в науке – имиджелогия, изучающая, в том числе в рамках политической имиджелогии, механизмы создания и развития имиджей государств.
Имидж Японии в нашей стране пропитан такими стереотипами, как, например: «японец» – самурай или бизнесмен, «японка» – гейша или автомобиль с правым рулем, «Япония» – Страна восходящего солнца или Страна экономического чуда. На более глубоком уровне существующий сегодня в нашей стране имидж Японии характеризуется набором большого числа многослойных и противоречивых компонент и формируется одновременно как снаружи страной-модератором, так и изнутри – народом-потребителем.
Внешняя составляющая имиджа Японии в России, в общем и целом, характеризуется сегодня вполне позитивно. Можно сказать, что современный образ Японии экзогенного происхождения достаточно прост и понятен. Он имеет различные проявления и устойчивые символы – стереотипы, и «готов к потреблению» самыми разными слоями российского населения. В целом, эта идеализированная внешняя компонента имиджа Японии практически полностью заменила в сознании широких масс россиян реальные знания об этой стране, что можно считать несомненным успехом японской культурной дипломатии.
В то же время имидж Японии в России довольно сильно стратифицирован в зависимости от географического и социального положений исследуемых аудиторий, их статуса в разрезе «город-деревня», а также возрастного ценза. Эту особенность практически не учитывают при оценке размаха и «заряженности» японского бума ни в Москве, ни в Токио – или, по крайней мере, автору об этом неизвестно. Характерно, что последний раз подробное социологическое исследование, раскрывающее субъективные характеристики отношения россиян к Японии с учетом указанной стратификации проводилось в 2001 г. – как раз тогда, когда и поднимался тот самый бум. С тех пор заказчиков подобных исследований не находилось – ни Россия, ни Япония не считала необходимым заниматься этим вопросом, что само по себе говорит о сомнительности его «сенсационности». Япония попадала в фокус исследований еще неоднократно, но уже лишь в группе других объектов, «за компанию», впрочем, таких данных накопилось немало, в чем может убедиться любой желающий покопаться в архивах различных социологических центров.
В целом, даже данные исследования семилетней давности вполне приемлемы и сегодня: наиболее позитивен образ Японии среди жителей больших городов европейской части России, моложе 40 лет, имеющих, как минимум, среднее образование, относительно высокий уровень доходов. С учетом данного и дальнейших исследований можно сказать, что по-прежнему наименьшие симпатии к Японии испытывают жители Дальнего Востока – 64% их не готовы относиться с дружескими чувствами к ближайшему соседу. К тому же склонны горожане старше 40 лет и с невысоким уровнем доходов. Значительной части населения – около 20%, большинство которых – сельские жители центральной и западной России, – Япония попросту безразлична (этот фактор, судя по всему, не учитывается вовсе). При этом всем категориям населения свойственна потенциальная готовность к изменению существующего имиджа Японии (вплоть до полярной смены знака) в зависимости от смещения акцентов на внутригосударственном уровне формирования взглядов на эту страну. Исторический анализ такой изменчивости произведен в книге «Россия и Япония: имиджевые войны» А. Куланова и В. Молодякова (М.: Астрель, 2007).
Современность также дает любопытный материал для наблюдения за изменением политической «заряженности» респондентов. Так, если в 2001 г. среди любителей Японии большинство были сторонниками политики президента Путина, то теперь эти же сторонники никак не могут назвать себя японофилами. Их отношение к Японии изменилось автоматически – с изменением внешней политики и самоощущения России на мировой арене. Существенно более жесткая позиция РФ в вопросе о мирном договоре легко переводит приверженцев Путина из стана япономанов в лагерь великодержавников, оставляя о любви к Японии лишь гастрономические воспоминания. Сегодня модно любить Путина, а не Японию.