В одном флаконе: дзюдо, дзюдзюцу и каратэ в Московском Будокане
Несколько лет назад я “подсел” на дзюдо и дзюдзюцу: мне повезло – я встретил людей, глубоко в них (и не только в них) разбирающихся, ценящих и практикующих настоящее искусство, а не его попсово-спортивные варианты.
Дальше – больше: я втянулся, а потому с радостью отправился в один из минувших выходных дней в комплекс единоборств «Московский Будокан» на улице Литвина-Седого. Там проходил очередной семинар по дзюдо, дзюдзюцу, а заодно еще и по каратэ. Мне уже доводилось довольно подробно писать о том, как это выглядит («Додзё», №5/49, 2006, с.29-40, «Семинар Косоротова-Арабаджиева: Взгляд изнутри»), и тех, кто хочет узнать подробности, я отсылаю в магазин «Будо-спорт» на Покровке, 41. Для остальных скажу несколько слов здесь.
Традиции проведения совместных семинаров уже несколько лет – фактически столько же, сколько и самому большому столичному додзё и, разумеется, идея их проведения принадлежит самым авторитетным в «Будокане» людям: Сергею Косоротову и Александру Арабаджиеву.
Первый из них – Заслуженный мастер спорта СССР, обладатель 8-го дана дзюдо, чемпион мира и Европы, глава компании «Будо-Спорт», которой принадлежит «Московский Будокан», С. А. Косоротов считает, что проведение смешанных семинаров необходимо потому, что у практикующего тот или иной вид Будо человека, замкнутого «в рамках какой-либо системы, рано или поздно наступает сужение кругозора, и развитие его, как спортсмена, останавливается».
Второй – Официальный представитель Дай Ниппон Бутокукай в России, кёси, инспектор по дзюдзюцу этой ключевой в Будо японской организации, обладатель 7-го дана дзюдзюцу А.Д. Арабаджиев согласен со своим коллегой и в дополнение апеллирует к историческому опыту первоисточника: «Традиция таких семинаров существует и в Дай Ниппон Бутокукай. Там на аналогичных мероприятиях люди не получают аттестацию в конкретных стилях, а по итогам семинаров подтверждают свои знания в «широких» разделах: каратэ, айкидо, дзюдо, дзюдзюцу и так далее» .
Если же смотреть на эти семинары с татами, глазами ученика, то картинка получается жутко интересная, хотя временами видно и не очень – мешает пот, стекающий в глаза. Шутка ли – шесть часов кряду безо всяких перерывов пытаться исполнить техники, хотя и близкие между собой по происхождению, но абсолютно разные по внешнему рисунку, темпоритму, тактике и внутреннему настрою. Когда я впервые столкнулся с этим, то был уверен, что ничего хорошего не получится: как можно сочетать исключительно высокий темп, в котором работает А.Д. Арабаджиев и его конструктивно очень сложные ката дзюдзюцу с неторопливым, слегка медвежьим, стилем Косоротова, тем более, что последний показывает (так казалось!) какие-то совсем простые вещи – вроде правильной стойки или тактики «одного захвата на восемь бросков»?
То, что ошибался, я понял, лишь впервые испытав несколько лет назад семинар на себе. Оказалось, что и техники и учителя не только не противоречат, но и наоборот – органично дополняют друг друга, организуя и образуя полный цикл единоборства. Общее крылось и в самой сути – в подходе к обучению. При всей бесконечной вариативности выполнения, ката дзюдзюцу, которым обучает Арабаджиев-кёси, технически имеют общее начало, общий «вход» в контратаку, за которым следует вариативное продолжение. При этом сам наставник замечает, что «обучение ката в философском смысле напоминает дзэнскую практику коанов, когда каждый человек ищет и находит личное и только свое – парадоксальное решение проблемы». Кому-то при этом оказывается важным технический арсенал дзюдзюцу, кому-то действительно «открываются новые горизонты», кто-то ищет себя, но никого не находит. Кёси же внимательно следит за учениками, разбираясь, кто и в какой помощи нуждается, и подталкивая к поиску решения.