27th March 2014

Банкара

В разделе История, Культура |

“Если не можешь изменить обстоятельства,
Измени свое отношение к ним”
Марк Аврелий

Небольшой экскурс в историю японской моды. Студенческой моды. Мне это нужно для своих целей и для коллекции, а вам, может, тоже понравится.

Когда в 70-е годы XIX века правительством Мэйдзи был взят курс на вестернизацию Японии, одним из самых острых вопросов был, как это часто случается, кадровый. Надо было ломать психологию японцев, пытаясь обтесать ее под новые реалии. Положим, кое-кто из самих реформаторов ломал себя осознанно и с пониманием целей и задач. А вот другие сопротивлялись и иногда довольно активно.

Опять же, как обычно, была сделана ставка на молодежь. Старикам меняться уже поздно, если сами не хотят. Молодым же проще исподволь внушить необходимость перемен и даже привить любовь к новому и непривычному.

Процесс перевоспитания начали с университетов. Первые высшие учебные заведения в западном стиле были открыты в конце 70-х – начале 80-х годов. И поначалу туда принимали только отпрысков из очень благородных семей, всячески подчеркивая престижность нового образования и особенность тех, кто будет учиться по новой системе. Новым было все, включая одежду.

Для студентов новых университетов была разработана специальная форма на основе французского военного мундира с фуражкой. В комплект также входила пара ботинок европейского образца.

japan_bankara_01

Примерно так выглядела форма студентов японских университетов в конце XIX века. Кокарда на фуражке представляла собой стилизованный герб университета и его название. Форма получила неофициальное название “хай-кара” ハイカラー(от искаженного английского high collar – “воротник-стойка”) – как характерной черты одежды, совершенно несвойственной традиционной японской.

Такое носили в Кобу Дайгаку 工部大学校 и Токио Тэйкоку Дайгаку 東京帝国大学 (позже оба учебных заведения были объединены в то, что ноне называется Токио Дайгаку 東京大学 – самый известный и престижный университет Японии), потом носили в Императорских Университетах в Киото, Саппоро, Сэндае и так далее.

В изрядной степени “хай-кара” стала символом принадлежности к японской элите: поначалу в студенты брали только выходцев из богатых и знатных семей, и само обучение было дорогим удовольствием, и форма тоже была недешева. Выпускники Императорских Университетов практически автоматически получали работу в правительственных учреждениях и их ожидала весьма завидная карьера.

Однако, ближе к концу XIX века, когда первый кадровый голод правительства Мэйдзи был удовлетворен, количество высших учебных заведений, как государственных, так и частных, постепенно увеличивалось и в них начали принимать уже не таких знатных и богатых, а всех, кто был в состоянии оплатить обучение.
В университетах стали появляться выходцы из очень древних и очень знатных, но изрядно обнищавших самурайских семей из провинций. Семья такого мальчика посылала его в большой город, собрав необходимую сумму для обучения. Но денег на все не хватало и экономили на чем можно. Очень часто такие мальчики не могли позволить себе полный комплект университетской формы, ограничиваясь только фуражкой. Или костюмом с фуражкой, а дорогая кожаная обувь заменялась на привычные гэта.

Представили себе эту картину, да? Приезжает в столицу такой мальчик из какого-нить японского Урюпинска. Полный гордости за свое происхождение от каких-нибудь бородатых Фудзивар или сильно боковой ветви обширного клана Мацудайра, например. С кучей амбиций и с полной и совершенно нефигуральной дырой во всех карманах (если они вообще у него были, эти карманы). И оказывается в толпе избалованных и разодетых по последней моде столичных мальчиков, имеющих все, что им захочется, без особых усилий. Ущерб для гордости? Как бы не так!

japan_bankara_02

В противопоставление “хай-кара” в студенческую моду вошла “бан-кара”.

Банкара – バンカラ, 蛮殻, 蛮カラ – приблизительно “грубая оболочка, “, игра на близком звучании (для японского слуха, разумеется) и антитеза к “хай-кара”. Мальчики стали утверждать, что драные обноски – это их стиль. Они не маменькины сынки, а независимые молодые люди, которые не проедают родительские деньги, а живут только на свое. Даже если это свое – минимальный минимум.

Драность и грязность одежды стала подчеркнутой. Размер и высота гэта – преувеличенными, чтоб помозолить глаза отличием от модных ботинок. Стричься и вообще ухаживать за собой считалось моветоном. Мальчики всячески выпячивали свою самурайскую сущность, хоть и без мечей. Говорят, что внутри своих группировок ребята пытались придерживаться некоторых постулатов самурайского кодекса чести.

japan_bankara_03

“Настоящий самурай мужчина должен быть небрит, волосат и вонюч”. Ну, по мере возможностей. Красавчики, а?

Мода оказалась живучей и привлекательной не только для тех, у кого реально не было возможности прилично одеваться. К началу XX века “банкара” была вполне себе модным стилем, “мейнстримом” моды для юношей.

japan_bankara_04

Характерные черты модного прикида типа “банкара”: форменная университетская фуражка (обязательно! И обязательно помятая-потертая и со сломанным козырьком), черный плащ типа манто (можно заменить на хаори с гербами), гэта преувеличенного размера с толстыми лямками и высокими “каблуками”, с черными таби или прямо на босу ногу. Под плащом могло быть кимоно с хакама, а могла и потрепанная университетская форма или нечто вообще неопределимое, но обязательно драное и грязное. Все это великолепие дополнялось нестриженными-нечесанными волосами (иногда и бородой), толстой палкой-тростью и изредка – канатом на шею в качестве украшения.

japan_bankara_05

Вот примерно так.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100