Путеводитель по японским гадалкам
Японцы – гадающая нация. Для начала знаменитые строки Трумена Капотэ (Truman Capote) про гадалок…
Они лгут.
Что не совсем точно. На самом деле Капотэ сказал…
Они выдумывают.
Вообще-то это был не он, а один из персонажей его произведений. Эту книгу почти никто не читал, так что известна она только в покрытых паутиной закоулках моего ума.
Не вызывает сомнений тот факт, что нация помешана на гаданиях. Для начала, омикудзи (omikuji) – вытягивание жребия в храме. Затем – предсказания по дате рождения и группе крови. К вашим услугам толкователи судьбы по штрихам иероглифов, расположению звезд и чайным листьям. Наконец, жутковатые люди с фонарями, разворачивающие свои столики поздно ночью на станциях, которые шепнут обо всем, что вы хотите знать. Не бесплатно, само собой.
И все это полная ерунда. Я знаю это наверняка, точно также, как знаю, что слово «ерунда» (англ. – «hooey») смешно пишется.
Я знаю, что это ерунда, потому что я слышал, что подавляющее большинство охотников за удачей желают знать только одну вещь. Это…
(Здесь местечко для остроумных реплик. Например… «Что на ужин?» или «Куда я дел ключи от дома?» или «Как много узнал директор и когда?» Но правильный ответ – это…)
Любовь. Люди хотят знать о любви. И гадатели тасуют карты, трещат палочками, пристально вглядываются в хрустальные шары и открывают все секреты.
Хотя, имей они хоть какое-то представление о будущем, могли бы угадывать номера в «Лото», объявлять заранее победителя скачек «Japan Derby» или предупреждать о точном времени и территории поражения следующего цунами – другими словами, что-то конкретное. Но любовь! Почему каждый вправе болтать о любви? Если у меня будет фонарь и раскладной стол, я тоже смогу этим заниматься.
«Скажите мне…», – моя первая клиентка – офисная девушка с большими карими глазами, пересаженными на лицо прямо из манги с помощью пластической хирургии, – «… Хироси любит меня?».
Какой вопрос, такой и ответ.
«Вы чашка лапши? Вы патинко (Прим.пер. игровой автомат, представляющий собой промежуточную форму между денежным игровым автоматом и вертикальным пинболом)? Сексуальная жрица любви? Если так, то ответ… Да – временами – Хироси любит Вас». Она задыхается, вскакивает, опрокидывая стул, и прыгает по улице с возгласами: «Он меня любит, он меня любит!», в то время как я кричу ей вслед: «С Вас 2 тысячи иен!».
Моя следующая клиентка – грузная коротышка, желающая знать, выйдет ли когда-нибудь замуж. Я стираю шоколадное пятнышко с ее правой ладони и читаю линии жизни: «Вы почти выйдете замуж. Прямо у алтаря Вас бросит миллионер-кинозвезда и сбежит с беззубой дамой, которую встретил в парке». Она приходит в неистовство: «Я знала, я знала, я так и знала!». Слушая ее, я удивляюсь, зачем же тогда она пришла ко мне. «Подождите, подождите», – говорю ей. И касаюсь еще одной из тех линии, ради которых мы, прорицатели, и живем. Хватаю ее левую руку и начинаю: «С другой стороны…».
«Никогда не смотрела на эту линию», – говорит моя подруга, ужасно честная гадалка.
«Все потому, что ты используешь карты Таро». Это правда. Она говорит, что карты не безошибочны, и ей интересно, как же часто они говорят правду. Я чокаюсь с ней и поясняю, что она могла бы преуспеть еще больше, если бы использовала вместо карт Таро корень таро (Прим. пер. многолетнее травянистое растение, активизирующее работу желудка и кишечника, клубни которого используются в варёном и жареном виде). «Ты скажи клиентам: «Съешьте целое ведро, и это займет Вас на неделю». Сделай ставку на это! И пусть потом докажут, что ты не права».
Как и большинство гадалок, она может выдержать скептика. Особенно, когда он покупает выпивку.
По крайней мере, у нее есть колода карт. А что делать поклонникам Зодиака, если какой-нибудь астроном обнаружит, что звездные карты не верны? О, ужас гороскопов!
Это тоже немного сбивает меня с толку: полвека я считал, что мой знак – Лев, теперь я выяснил, что я – Рак.
«Ох уж эти гороскопы!» – скажете вы.
На самом деле единственные прорицатели, которые вызывают мое уважение, – это те, кто читает по рыбьим потрохам. Хотя лично я предпочел бы Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger). Хотя, да, потроха, возможно, попроще.
А как насчет тех ребят, что предсказывают конец света и тому подобное, детально изучая древние календари, Священное Писание и так далее?
Что ж, я могу отплатить той же монетой. Я только что проанализировал свою колонку, и из намеков, скрытых в тексте, могу предсказать… Люди стареют и умирают. Курсы акций то падают, то растут. Дневное время остается светлым, а ночное – темным. И в ближайшем будущем я буду пить молочный коктейль в «Макдональдсе». А точнее, шоколадный. И ключевое обозначение для этого загадочного толкования, на 200%-й точности которого я настаиваю, – это, конечно, слово «ерунда».
Происхождение которого можно проследить в творчестве Трумена Капотэ.
Ну, ладно, нельзя. Я выдумал.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 18.09.2011