Новости из Японии

Атомный авианосец заставляет Японию нервничать

16th February 2009

Атомный авианосец заставляет Японию нервничать

По мнению Масахико Гото, атомный авианосец ВМС США «Джордж Вашингтон» это не судно, это плавучая АЭС, по сути – угроза одному из крупнейших городов мира.

Недавнее развертывание огромного авианосца в порту непосредственно к югу от Токио приветствовал духовой оркестр, также были приглашены около 30 тыс. человек и даны заверения полной безопасности как Японии, так и Северо-Восточной Азии. Но для имеющихся здесь решительных противников размещения корабля всё сводится к двум ядерным реакторам и одному большому вопросу: «Действительно ли они безопасны?».

«Это немыслимо, что у нас есть реакторы, «плавающие» в заливе», – заявляет Масахико Гото (Masahiko Goto), адвокат, ведущий кампанию жителей против размещения атомного авианосца вблизи Японии. – «Если возникнет проблема, это затронет не только наш город, но и Токио, и сердце самой Японии».

«Джордж Вашингтон» – первый и единственный американский военный корабль с ядерной энергетической установкой, порт приписки которого находится за пределами США. И при этом чиновники знают, что Япония – единственная страна, пережившая атомные бомбардировки – особенно чувствительна к этому виду оружия.

«Это слово просто заводит здесь всех и вся», – говорит контр-адмирал Джеймс Келли (James Kelly), командующий ВМС США в Японии. – «Но только то, что вы используете слово на «Р» – «радиация» – ещё не означает, что всё это плохо».

Но известия о двух недавних инцидентах вызвали определённое беспокойство. Прибытие «Джорджа Вашингтона», отложенное до сентября, было задержано после пожара на его нижней палубе 22-го мая – корабль находился на ремонте в доке в США. ВМС потребовалось почти 8 часов, чтобы обнаружить очаг возгорания, и за это время были сожжены 8 палуб и повреждено 80 отсеков. Причиной пожара было названо неправильное хранение опасных материалов, а также другие ошибки. Ущерб, нанесённый пожаром, оценивается в 70 млн. $. Реакторы во время пожара не были затронуты, поэтому не было никакой опасности утечки радиации.

Однако затем выяснилось, что подводная лодка «Хьюстон» во время заходов в два японских порта допустила утечку радиации, что вызвало появление сообщений в местных СМИ, а также официальные правительственные протесты.

Гото и другие, продвигающие референдум по вопросу, должна ли Япония принимать у себя атомные суда, выступили против обоих инцидентов, заявляя, что они подрывают обещания американских военных о безопасности судна.

Капитан Дж. Р. Хейли (J R Haley), принявший командование «Джорджем Вашингтоном» после пожара в рамках дисциплинарных мер, сообщил, что требования безопасности были ужесточены.

Что касается «Хьюстона», то утечка на подлодке произошла в Сасэбо и на Окинаве между 2006 и 2008 гг. По сообщениям, проблема была обнаружена, когда судно находилось в сухом доке: 17-го июля на члена экипажа из-за разболтавшихся фитингов вылилось 4 л воды, используемой для охлаждения. При этом в сообщении говорится, что подобных утечек за последние 50 лет не наблюдалось, и подчёркивается, что объёмы были крайне малы и не создают опасности для здоровья.

«Проблема на «Хьюстоне» была очень незначительна», – заявил контр-адмирал Майкл Коннор (Michael Connor), командующий группой подлодок, расположенных вокруг Японии. – «И эта маленькая проблема получила огласку только из-за наличия слова «ядерный».
По словам Коннора, ВМС не обязаны предавать гласности такие небольшие утечки, но решили поступить так для завоевания доверия общественности.

«Мы сообщили правительству Японии, что собираемся докладывать им о каждой мелочи», – сказал он.

Коннор отклонил наихудшие варианты Гото, сказав, что судовые реакторы значительно меньше и сложнее промышленных и генерируют гораздо меньше энергии.

«Их невозможно сравнивать», – заявил он.

Заходы атомных судов в порт запрещены в некоторых странах, но не в Японии. С 1964 г. согласно записям ВМС такие суда – главным образом, подлодки – посетили японские порты свыше 1200 раз. Келли говорит, что атомные авианосцы новее, быстрее и не несут миллионов баррелей дизельного топлива, а это означает, что риск разливов нефти гораздо меньше. По данным ВМС, американский авианосец необходим, к тому же не-атомных авианосцев уже нет: «Джордж Вашингтон» как раз сменил списанный последний авианосец с дизельной силовой установкой «Китти Хоук» («Kitty Hawk»).

«Почему мы здесь?», – спрашивает Келли. – «Первое: для обороны Японии. Второе: для защиты и поддержания безопасности во всём регионе. Совершенно ясно, что авианосец должен быть здесь».

Статья на английском: Kyodo News, 16.02.2009
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon, 16.02.2009

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100