Микаэл Таривердиев: Япония вызывала во мне непрекращающийся восторг
- А какие у вас впечатления от Японии?
- Все, кто бывал в Японии, говорят примерно одно и то же: это другая планета. Так оно и есть. В 2005 г. я побывала в Сингапуре, Китае, Гонконге, во Вьетнаме и на Тайване – странах Юго-Восточной Азии, и всего один день – в Нагасаки. Но уже тогда было понятно, что Япония отличается от всего мира, в том числе от Азии, к которой принадлежит территориально. Это не только высокоорганизованное, но и очень приятное общество – как Общество. Там удивительно приятно находится! Когда мы возвращались, вошли в аэрофлотовский самолет и начали кланяться нашим бортпроводницам – нас не поняли, и это желание быстро прошло…
[Золотой павильон почти не изменился за 30 лет.]
Япония очень эстетична – начиная с красных клёнов и заканчивая японской графикой. Вот что я заметила: ощущение предвкушения встречи с Японией, рожденное в результате заочного знакомства с этой страной, при реальной встрече не пропадает, а только усиливается. В Китае, например, у меня все вышло абсолютно иначе – при моей любви к китайской поэзии и живописи мне хотелось оттуда поскорее сбежать. А в Японии, наоборот, появилось ощущение причастности и соприкосновения с великой культурой.
- Вера Гориславовна, вы ведь профессиональный музыковед. Удалось ли составить какое то впечатление о японской музыкальной культуре?
- Я не знаток японской музыки, мне этот мир еще предстоит узнать. Пока было только соприкосновение с теми фрагментами, с которыми мы работаем. Безусловно, они – виртуозы, которым подвластно всё. Я уже могу сказать, что японцы очень чувствительны, их мир – это очень тонкий мир, мир тончайших вибраций. Этим они близки Микаэлу Леоновичу, а он близок им. Не случайно японцы так любят Чайковского – сентиментального, трогательного, трагического мелодиста. Его музыка полна этими тончайшими, нежными вибрациями, и это понятно японцам.
Мне кажется неслучайно Китагами-сан в нашем проекте обратился к двум молодым коллективам – уже виртуозам и популярным. Внешне они – часть молодежной культуры. Но при этом они блестяще владеют традиционными инструментами. Сочетания их игры с нашей музыкой дает волшебный эффект. Накануне нашего отлета вечером в машине Китагами-сан поставил диск с записью этих ребят. Это было совершенно удивительное впечатление: Радужный мост, ночной Токио, и… эта музыка… Казалось, это было рождением кого-то нового стиля.
Мне доводилось слышать некоторых современных японских композиторов, работающих в кино. Они мягкие, симпатичные, но… слишком западные, их личные интонации как будто стёрты. А то, что мы услышали – музыку Таривердиева в совершенно виртуозных аранжировках и исполнении, да ещё под «японским соусом» – это великолепно!
[Вера Таривердиева пробует играть на сякухати.]