Япония – страна равных возможностей
В марте ребенок окончит младшую школу и с апреля пойдет в среднюю. В младшей в Японии учатся в течении шести лет с шести лет – считается возраст ребенка к 1 апреля, затем идут в среднюю, где учатся еще три года.
На этом обязательное бесплатное образование в Японии заканчивается, но среднюю школу должны окончить все. Средние школы (как и младшие) бывают открытыми для всех и элитными, куда принимают по результатам экзаменов и даже обучение в них – вроде бы – может быть платным. Про второй тип я знаю мало, поэтому рассказ мой исключительно про общеобразовательные государственные школы. Среди этих школ тоже есть простые и покруче.
Самая крутая из таких тоямских школ – Сибадзоно: учеников в ней мало, а уровень преподавания – как говорят – высокий. И вот этой осенью перед нами встал выбор: пробовать поступить в эту самую Сибадзоно или пойти просто в районную, по прописке. “Осенью” – это потому что японцы всегда сани летом готовят, а телегу зимой, поэтому к апрельскому началу учебного года готовятся в октябре. Взвесив все “за” и “против”, мы решили попробовать таки поступить в Сибадзоно, заполнили все документы, и вот сегодня был отбор в школу. Если при слове “отбор” вы представили что-то вроде тестов или собеседования, то вы заблуждаетесь так же, как и я когда-то. Япония – страна равных возможностей.
В общем-то школа это общеобразовательная, и те, кто проживает в соответствующем районе, подав документы в Сибадзоно, пойдут туда учиться без всякого отбора. Следовательно, устроить отбор для всех остальных желающих было бы нечестно. Что придумывают японцы, большие любители полагаться на удачу? Правильно, лотерею! Кто вытянет номерки с 1 по 33, поступят, остальные – пойдут в школу по району.
Казалось бы, что лотерея – это быстро и просто, но японцы не были бы японцами, если бы мероприятие не заняло бы часа два. Итак, с половины десятого до десяти шла регистрация участников – все пришедшие получали номер. Считали по порядку – первый пришедший получал 1, второй – 2, последний – 68. Получившие номер, садились на стулья в ожидании. Через какое-то время стали вызывать по порядку этих номеров по пять человек, для проверки документов (что все бумаги у них заполнены и с собой). Зарегистрировавшихся приглашали сесть на стулья участников, пронумерованные (более того: на каждый номер стояло два стула, стул для родителя был подписан – “стул для родителя, номер **”). К десяти все были зарегистрированы и сели на стулья участников.
После краткого вступительного слова лотерея началась. К стоящему на возвышении столу подошел контролирующий лотерею. Взял коробку, куда предполагалось вложить конверты с номерами, и показал всем участникам, что коробка эта еще пока пустая. Ассоциация с фокусниками была сильной, особенно впечатляла серьезность, с который это проделывалось. Ну да ладно, потом было еще интереснее. Вызывали по десять человек согласно полученным при регистрации номерам подходить к столам проверяющих, которые поверяли еще раз документы и по одному отправляли по очереди тянуть номер. Номера все были вложены в конверты, которые нельзя было открывать до тех пор, пока не объявят, что все свои номерки взяли.
В результате через полчаса был дан сигнал открыть конвертики, там мы обнаружили номер, согласно которому предстояло тянуть номер, который уже наконец-то определит, возьмут ли нас в школу или нет. Потом все еще раз повторилось (включая показ пустоты коробки), и номер нам выпал аж 47, поэтому мы заполнили еще раз форму с заявкой о поступлении уже в районную школу, и пошли домой.
Но каков процесс: получить номер, чтобы тянуть номер под которым мы будем тянуть номер, который скажет, возьмут ли ребенка в школу или нет. Да, Япония – страна равных возможностей для всех, а остальное – дело случая, удач и богов )))
Автор: Динара, 15.12.2008