Тезисы выступлений с конференции японоведов
14 ноября 2008 года Ассоциация японоведов совместно с Российским комитетом ХХI века провела в Москве I научно-практическую конференцию: «Российско-японские отношения на современном этапе: будет ли качественный сдвиг?» Вел конференцию председатель Ассоциации японоведов, доктор исторических наук Дмитрий Викторович Стрельцов. С приветственным словом выступил Министр Посольства Японии Имамура Акира. На конференции присутствовал профессор института Хосэй Симотомаи Нобуо.
Далее привожу список докладчиков, темы их выступлений и некоторые, наиболее запомнившие мне тезисы:
1. Панов Александр Николаевич, доктор политических наук, ректор Дипломатической академии МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол, «Российско-японские отношения в ХХI веке»: «Исходя из постановки вопроса (имеется в виду тема конференции – А.К.) мы можем считать, что нас не удовлетворяет уровень состояния отношений. Но они лучше, чем со многими европейскими государствами: по степени налаженности политических контактов, взаимодействия экономик, контактов между военными, правоохранительными и пограничными органами. Так что качественный прорыв произошел и довольно давно – еще при Хасимото. Контакты налажены на тех уровнях и в тех сферах, которые раньше вообще не затрагивались. Несмотря на то, что Япония – союзник США, в некоторых вопросах ее позиция ближе к позиции России, а не Америки.
В чем проблемы?
- Политическая позиция.
- Объективная обстановка (мало российских товаров, интересующих японскую сторону, плохое знание русскими японского рынка.
Исследователи давно занимаются вопросом «как нам использовать японский опыт» и все впустую: нет внятной политики и понимания – что мы хотим получить от Японии?
Ничего территориальный вопрос не сдерживает (имеется в виду развитие экономики – А.К.), и «золотой век» после заключения мира не наступит – нет к тому объективных предпосылок.
Мы ждем политической воли японского руководства. Необходимо, чтобы японская общественность воспринимала достижение договоренностей, как соответствующее национальному достоинству.
Не нужен нам скачок в развитии отношений с Японией. Важно сохранить то, что есть».
2. Тимонина Ирина Львовна, доктор экономических наук, профессор ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, «Проблемы выработки целей и приоритетов развития российско-японских экономических отношений»: «Главный вопрос: что мы хотим от японцев?»
3. Носов Михаил Григорьевич, доктор исторических наук, заместитель директора института Европы РАН, член-корреспондент РАН, «Отношения Японии со странами Европы»:
«Россия занимает 3-е место в торговом обороте ЕС. А отношения с Европой очень плохие! Почему? Демократия связана с экономикой. Преодолеть недоверие японцев можно с помощью демократии, транспарентности, уважения прав человека – чтобы Япония считала нас цивилизационно своими. И в этом мы должны твердо следовать идеям, выраженным в Послании Президента РФ Медведева Федеральному собранию 5 ноября сего года!».
4. Латыпов Наиль Мазгутович, заместитель директора департамента стран Азиатско-тихоокеанского региона МИД РФ: «Внешние сдвиги в отношениях уже есть. Но японцы ставят территориальный вопрос во все более и более наступательной манере.
У нас в МИДе складывается впечатление, что если бы японское правительство не поддерживало финансово различные движения за возврат «северных территорий», то об этой проблеме в Японии скоро бы забыли».
Кистанов Валерий Олегович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН, «Взаимовлияние политических и торгово-экономических отношений между Россией и Японией». В данном выступлении многое перекликалось с моей статье, а потому считаю возможным дать ссылку на нее: «Японцы наконец поняли, как относиться к России».
5. Павлятенко Виктор Николаевич, кандидат исторических наук, руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН, «Перспективы российско-японских отношений: мифы и реальность»: Качественный сдвиг – это миф. Все спектры сотрудничества и сейчас находятся на очень высоком уровне. Новая высота – это политический союз. Но это нереально. Надо дорожить тем, чего мы достигли после окончания «холодной войны».
Что касается попыток использовать в российско-японском разрешении проблемы пограничного размежевания китайский опыт (имеется в виду передача Китаю части островов в русле Амура летом 2008 г. – А.К.), то надо понимать, что это явилось результатом высокого уровня двусторонних отношений и взаимного доверия. В российско-японских отношениях проблема недоверия – центральная, ключевая! Формирование же нового мирового порядка выводит российско-японские отношения на новый уровень. Но японская сторона ведет себя странно. В 1993 г. из японских документов уходит термин «угроза с севера», а в 2008 г – возвращается. Почему?
Если нет предпосылок к заключению на взаимоприемлемой основе договора о мире, но есть желание вывести отношения на качественно новый уровень, предлагаю заключить Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, в котором зафиксировать достигнутый уровень отношений и определить направления развития».
6. Лебедева Ирина Павловна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, «Перестройка системы внешнеэкономических связей Японии и российско-японские отношения»: «Япония пытается вернуть часть уходящих в Россию доходов путем увеличения экспорта и прямых инвестиций. Это выгодно и России при правильном использовании такой политики.
Необходимо использовать и особенности территориального расположения России и Японии. Россия – часть транспортного коридора в глобальной сети японских экономических коммуникаций.
Качественный сдвиг в отношениях возможен, но – через 15-20 лет, когда иное качество приобретёт вся экономика Дальнего Востока».