Старый храм
Что в Киото очень много храмов – вы все знаете. Я вам больше скажу: их тут столько, что за 12 лет жизни тут я пока не посетила даже самые основные по одному разу. Впрочем, конечно, я – не показатель, ленива излишне. Но даже меня иногда заносит в какой-нибудь храм, про который узнала случайно и совсем по другому поводу обычно.
История храма начинается в начале X века, со все тех же вездесущих Фудзивара. Жил-был в те славные давние времена некто по имени Фудзивара-но Канэсукэ. Был он не только Фудзиварой, а, стало быть, и придворным вельможей, но и поэтом. Причем, как поэт он вошел в число “Тридцати шести бессмертных поэтов” времен Хэйана, а одна из его поэм – в сборник “Хякунин иссю”. В общем, очень был неординарный человек, очень. И построил он себе домик, небольшую такую виллу, у подножия горы Фунаока-яма с северо-восточной стороны Старого императорского дворца. Вилла эта среди столичных жителей получила название “Дом Цуцуми-тюнагона”, по прозвищу хозяина.
В 938 году, уже после смерти Цуцуми-тюнагона, на территории виллы монах Гандзан Дайси построил “окуродо” – частный храм под прямым управлением императорской семьи. Храм относился к буддийской секте Тэндай и получил название “Родзан-дзи” 廬山寺 по известной китайской горе Лушань.
А уже в конце X века в доме при храме, так и принадлежавшем Фудзиварам, родилась девочка – пра-правнучка Фудзивара-но Канэсукэ. Девочка эта выросла и стала известной под своим литературным псевдонимом – Мурасаки Сикибу. Говорят, что в этом доме леди Мурасаки провела большую часть своей жизни. Здесь она росла, здесь провела недолгие годы своего замужества, родила дочь, написала изрядную часть “Повести о Принце Гэндзи”…
- Это ворота храма Родзан-дзи со стороны улицы Тэрамати-дори. Прямо за моей спиной – Госё, Императорский дворец
- Главное здание храма
- В 1571 году Ода Нобунага пошел войной на буддийские храмы. Многие храмы старой столицы были разрушены и сожжены. Однако, Родзан-дзи счастливо избежал подобной участи. Чуть позже, уже при Тоётоми Хидэёси, храм был перемещен на новое место – с северо-восточной стороны уже Нового императорского дворца Госё, на улицу Тэрамати. В конце XVIII века пострадал в пожаре и по прямому указу императора Кокаку был реконструирован. Сейчас Родзан-дзи является не только памятником Мурасаки Сикибу, но и одним из четырех окуродо (частные буддийские храмы под прямым управлением императорской семьи), на кладбище которого нашли успокоение многие члены этой самой семьи и прочей высшей аристократии
- Это не осень. Это сорт такой, “от рождения” красный
- Камешек с упоминанием о жизни в этом храме Мурасаки Сикибу
- Боковая дорожка к старому кладбищу
- Ворона на стойке ворот внимательно следила за мной. Больше там не было ни души. Ни одной живой души
- Вход на кладбище
- Если помните, меня на этом кладбище интересовала могила японской христианки времен раннего Эдо. Я ее нашла: та, где лежит букет цветов. Местные католики помнят об этой могиле и регулярно навещают ее
- Здесь похоронена жена “христианского даймё” Арима Харунобу, известная под своим именем, данным при крещении – Иуста. Иуста принадлежала к семье Кикутэй и после смерти мужа вернулась домой, потому и похоронена под клановым именем. Год ее смерти точно неизвестен
- Четырехсотлетняя пирамидка разрушается…
- На этом кладбище много могил того же возраста, а то и старше
- Судя по хризантемам на створках, эти могилы тоже принадлежат императорскому дому
- Справа – могила Иусты. Немного дальше по правой же стороне – вход на кладбище
- Этим надгробиям явно не меньше пятисот лет
- Но есть и совсем новые, на расчищенной территории
- И старые, и новые
- Старые надгробия, собранные вместе
- Старые могилы в окружении новых. Долго разглядывала маленький памятник слева…
- Кажется, это черепашки
- Сторона кладбища ближе к дальней стене. Здесь только старые, полурассыпавшиеся надгробия. Видно, что убирают тут нечасто
- Справа, за самыми последними надгробиями – остатки земляного вала, возведенного Тоётоми Хидэёси в конце XVI века вокруг Столицы для защиты города. Одно из немногих мест в Киото, где этот вал еще заметен
- Тут еще лучше видно. Вся поверхность земли усыпана обломками старых надгробий. Это не вандализм. Если только вандализм времени: у камня тоже есть срок жизни
- Старый будда
- И лица уже почти не разобрать
- Отдельно – место упокоения более высокородных членов императорской семьи
- Туда простым смертным хода нет
- Но можно посмотреть через забор
- Рядом там какая-то странная дыра в земле со ступеньками. То ли бывший колодец, то ли хранилище чего-то
- Я туда, конечно, залезла. Но ничего не поняла. Каменная кладка явно старая, но что и зачем – неясно
- Так это выглядит снаружи
- Еще одно совсем новое надгробие прям рядом со входом
- Совсем отдельное и очень закрытое захоронение, принадлежащее императорскому дому. Прогулка про кладбищу навела на меня меланхолию. И я решила заглянуть в храм, чтобы слегка развеяться
- В храме сохранен небольшой садик. Очень небольшой, но красивый
- В самом храме устроена выставка из истории храма и его отношений с Мурасаки Сикибу. Там представлены остатки черепицы раннего здания, времен Хэйана, и разные свитки, имеющие отношение к этой части истории храма
- Но на выставке снимать нельзя. Снимать можно только садик
- Можно посидеть тут на краю веранды, полюбоваться
- Осенью тут должно быть дивно красиво
- Кажется, это тоже что-то про леди Мурасаки
- Собственно вход в выставочно-садовую часть храма
- Это, кажется, ступа рядом с центральным холлом храма
- Сам центральный холл. Говорят, во время Сэцубуна тут проходят интересные представления
- Наверное, это Гандзан Дайси. Основатель храма
- А это ворота храма изнутри
Автор: Евгения (zajcev_ushastyj), 25.05.2014