Аой-мацури – это один из трех крупнейших фестивалей в Киото и один из самых древних. А также один из трех “аристократических”, т.е. тех, в которых принимают (принимали) участие аристократы императорского двора, включая и членов императорской семьи.
Начинался Аой-мацури в 6м веке, когда самого Киото еще не было даже в проекте. Регулярным фестиваль стал уже после того, как столицу Японии перенесли в Хэйан-кё. Проводится ежегодно в первой половине мая. Перерывы во многовековой истории были во время войн Камакура и Сэнгоку. Ненадолго прекратился фестиваль после того, как столицу перенесли в Токио. Но позже был возобновлен уже силами самих горожан для привлечения интереса к Старой столице. Последний перерыв случился в конце Второй мировой войны.
Как и многие японские религиозные фестивали, состоит из нескольких событий, проводимых в разные дни. Среди них есть более известные и менее, есть открытые для публики, есть и только для непосредственных участников.
Одно из самых известных и популярных событий фестиваля – парад всех основных участников 15 мая, когда процессия выходит из Императорского дворца Госё и двигается по улицам Киото к храмам Симогамо и Камигамо. Все участники шествия одеты в костюмы времен позднего Хэйана. Как вы понимаете, зрелище собирает толпы народа, как японского, так и всех остальных.
Это конная полиция города Киото, которая обычно открывает и сопровождает все подобные шествия. Еще среди открывающих обычно городское и префектуральное начальство и какие-нибудь популистские вставки, но их мы опустим
А это уже собственно парад начинается. Утверждают, что все участники шествия одеты в абсолютно аутентичные одежки и обувки, сшитые и сделанные по тогдашним правилам из материалов, полученных по известным только в те времена технологиям. Никакой “химии”, сплошная натуральность. Что, собственно, и представляет интерес лично для меня. Ну, и основы цветовых сочетаний, используемые в современных ансамблях кимоно, закладывались именно в те древние хэйанские времена
По многовековой традиции парад открывают наездники двух команд разного цвета. В начале мая именно они состязаются в храме Симогамо в стрельбе из лука со спины скачущей лошади, а в храме Камигамо проходят скачки
Это, так сказать, прародители самураев. Вояки времен Хэйана из благородных аристократов. Пушистые “ушки” по бокам шляпки-каммури называются “оикакэ”. Носили такое украшение только военные аристократы. “Простые” чиновники носили каммури без “ушей”. Все остальные составляющие этой шляпки также строго регламентировались в зависимости от ранга того, чью голову это сооружение украшало
Все участники шествия украшены листочками одной из разновидностей мальвы – аой, откуда, собственно, и название фестиваля. По древним поверьям, листья аой работали талисманом, охраняя носителя от всяких стихийных бедствий. Аой-мацури начинался как нижайшая просьба богам лично от императора прекратить наводнение из-за сильных дождей
Пластиковый мешок для сбора продуктов жизнедеятельности лошадок не очень аутентичный, но что уж тут поделаешь…
Следующая группа процессии. Всякие правительственные чиновники разной степени важности. Традиционно самый важный идет (едет) практически последним
В сопровождении охраны. “Сапожки” из рисовой соломы – обычная обувка того времени. Впрочем, дожила практически до наших дней
Верхом едут более важные, пешком – всякая служивая мелочь
Аристократический мальчик. Обратите внимание на “клетчатого”. Мало кто знает, но клеточка и полосочка – это вполне себе традиционные японские узоры для тканей, имевшие хождение уже тысячу лет назад
А вот и полосатенький
Шкуры тигров и леопардов – также знаки принадлежности к высшему сословию и, в каком-то плане, регалии. В официальных процессиях их положено было носить перед тем, кому они принадлежали по положению
Сначала решила, что это у него айфончик и порадовалась контрасту. Но потом разглядела, что это блокнотик
Полностью в белом идут самые низкоранговые слуги
Запасная лошадка
Большой вояка, похоже. И меч, и лук со стрелами… И “ушки”
Модель древне-хэйанского колчана для стрел. Круглая штука в “кармашке” – типа катушки для тетивы
Первая из двух почетных повозок процессии. В таких колымагах, запряженных быками, имели право ездить только особо высокопоставленные вельможи и дамы. Правда, двигалась эта “комната на колесах” не столько усилиями быка, сколько сопровождающих повозку слуг. Украшено цветочками. Это, правда, не настоящие цветочки, шелковые
Скрипит оно на ходу просто адски
Запасной бык
Что это у него такое длинное в коробочке – не знаю. Но явно что-то важное
Длинный “хвост” придворного одеяния, который обычно волочится за носителем по полу императорского дворца, на время выходов заправляется за пояс
“Обувка” интересная. Это сигаи, полутапки-полуноски тканевые. Хоть и имеют некоторую подошву, но для длительных прогулок не предназначены. Носились исключительно аристократами. В наше время носят танцоры бугаку
Обувь универсальная из рисовой соломы. Носили тысячелетиями и сейчас иногда носят
Самый главный участник шествия – посланник императорской семьи. Точнее, изначально это был посланник императорской семьи. Со второй половины IXX века участниками шествия являются исключительно простые горожане, исполняющие роли аристократии. Когда-то посланником императора в процессии был принц Гэндзи…
А у этого сапожки кожаные. Большой человек, сразу видно
А вот и женская часть процессии. Придворные дамы разного ранга в сопровождении слуг и охраны
Телохранители
Повыше рангом идут под зонтиками. Не столько от солнца или дождя, сколько для статусности
Со всем положенным макияжем
У дам, рангом повыше, коутики (верхняя одежда) украшена “гербами”
Аристократические девочки. Тоже при макияже
Главная участница женской процессии – Сайодай, едет на повозке. В прежние времена это была одна из младших девушек императорской семьи, выполнявшая функции жрицы. Сейчас роль Сайодай исполняет кто-то из жительниц города
При полном параде: дзюни-хитоэ и сложно-навороченная прическа
Девочки-аристократки. Помимо всего прочего, их роль состоит в переноске всех подолов Сайодай, когда она идет пешком
Одеты совершенно так же, как и взрослые дамы
Жрицы-танцовщицы
Конные аристократки
Такой вид прически тоже не просто так, исключительно аристократично и для особых случаев
Большой барабан для исполнения музыки во время всяких церемоний
Завершающая повозка процессии
Последний завершающий бык для повозки. На этом процессия кончилась. Точнее, она кончилась там, где мы стояли. Процессия пошла дальше своим путем, а мы домой покатили
Источник
Автор: Евгения (zajcev_ushastyj), 20.05.2014