Новый мультфильм Хаяо Миядзаки предупреждает об опасности, грозящей Японии
ТОКИО – Новый мультфильм 72-летнего Хаяо Миядзаки уже стал кассовым хитом, но затронутые в нем темы опасности национализма и войны вызвали волну критики в адрес известного аниматора, получившего Нобелевскую премию.
Мультфильм, премьера которого состоялась в прошлом месяце, вошел в конкурсную программу предстоящего Венецианского кинофестиваля. В основе сюжета – рассказ о Дзиро Хорикоси, человеке, сконструировавшем знаменитый японский истребитель «Zero», использовавшийся во время Второй мировой войны.
Обозреватели разглядели в картине скрытое предупреждение, что Япония, возможно, снова возьмет аналогичный курс. Сам Миядзаки подчеркнул свои опасения в хлесткой статье, вышедшей в середине июля, по поводу планов премьер-министра Синдзо Абэ пересмотреть пацифистскую конституцию Японии.
«Эпоха, изображенная в мультфильме, напоминает наши дни», – полагает кинокритик Рюсукэ Хикава, говоря о землетрясении 1923 года, разрушившем Токио, и депрессии 30-х годов. Можно провести параллели с катастрофой 2011 года и долговременной стагнацией японской экономики.
«Землетрясение принесло смятение, и Япония повернулась в сторону войны. Возможно, что есть некоторые аналогии… В экономике были серьезные проблемы, настроение общества требовало совершить что-то грандиозное, так и появились националистические устремления».
Возглавляемая Абэ партия победила на выборах в верхнюю палату парламента в прошлом месяце. В его программу входит оживление экономики, развитие оборонительных возможностей страны и пересмотр конституции. Избиратели настороженно относятся к последнему, но поддерживают его экономическую политику.
Выполненная в присущих Миядзаки ярких красках, история инженера Дзиро Хорикоси – это первая работа аниматора, посвященная реальным событиям – движению Японии в направлении войны.
Мрачные ноты предостережений прикрыты романтическим фоном, изображающим работу человека, влюбленного в самолеты и небо. Эту любовь разделяет и сам Миядзаки, отец которого занимался изготовлением деталей к военным самолетам.
«Этот фильм ни что иное, как воспевание «Zero», – считает один из пользователей Интернета.
Далеко не все критики и зрители согласились с этим. Но возможно, опасения, что кто-то увидит в фильме превознесение войны, заставили Миядзаки написать свою статью. Он уже критиковал разрушение окружающей среды в мультфильме «Унесенные призраками», завоевавшем Нобелевскую премию в 2001 году.
«Ужасает непонимание истории и твердолобость наших политических лидеров», – написал он, не упоминая никаких имен, в журнале, выпускаемом его студией и распространяемом в Интернете. – «Не стоит баловаться с конституцией, не разобравшись основательно».
Критики отмечают, что этому фильму не хватает своеобразия, присущего большинству работ Миядзаки, многие из которых стали хитами за рубежом. По словам представительницы студии, о времени показа в других странах пока ничего нельзя сказать.
Как полагает критик Юити Маэда, фильм и статью надо рассматривать в совокупности: «Миядзаки не хотел, чтобы люди поняли его превратно и решили, что война достойна прославления. Сразу после того, как вы видите первый удачный полет «Zero», идет сцена, в которой земля усыпана сбитыми самолетами. Вот то, что он пытался донести».
Статья о фильме, размещенная в Интернете, собрала примерно три тысячи комментариев, от разочарования тем, что Миядзаки «полез в политику» до обвинения его в предательстве.
Но в конечном счете, кажется, фильм оставил у зрителей не столь уж тяжелое впечатление. Так, домохозяйка Юкари Ямадзаки полагает: «Хорикоси работал, не покладая рук, чтобы сбылась его мечта. Мне кажется, все молодые люди должны постараться понять, чего хотят, и приложить все силы для исполнения своих заветных желаний».
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 9.08.2013