Фонарь на мосту через Камо-гаву теплым (очень теплым) июльским вечером. Мы всем семейством идем в один из древнейших храмов Киото – Симогамо-дзиндзя. Идем, однако, мыть ноги. Мало нам собственной ванной и всех общественных бань и онсэнов.
Очень древний фестиваль – Митараси Мацури 御手洗祭.
Сам фестиваль проходит в течение четырех дней, с утра и до вечера. Но днем по жаре совершенно не хочется никуда вылезать, а вот после захода солнца – самая жизнь и начинается.
Столб при входе на территорию храма
Сразу за воротами начинается священный храмовый лес Тадасу-но мори. Утверждают, что если самому храму не меньше двух тысяч лет, то лесу – и того больше. Древнее слово “тадасу” 糺 имеет два значения – “дельта” и “справедливость”. Видимо, для этого леса оба значения равно верны: лес находится в дельте рек Камо-гава и Такано-гава и, по легенде, жители окрестных деревень приходили в священный лес решать свои проблемы
Ну, а на время фестивалей в лесу вдоль дорожки устраиваются торговцы всяким вкусненьким и/или забавненьким. Развлечь посетителей и самим заработать
Самое бойкое торговое место – продают “митараси-данго”, лакомство, придуманное относительно недавно (лет сто назад) в этом районе Киото
Перед помывом ног надо помыть руки
Народ моет. После этого все становятся в длиннющий хвост ожидающих ного-омовения. Оставив свое семейство в очереди, сама побежала искать “садзарэ-иси”. Тот самый “камень силы”, упоминаемый в японском национальном гимне
Что характерно, нашла сразу, как будто он только и ждал, чтобы некто ушастый наконец увидел его. В храме я была неоднократно, но камня “не видела”
Вот такой он, камень силы. Из сросшейся от времени шебенки и поросший мхом и травой. Шершавый и теплый
Толпа ждущих ного-омовения
Фонари на главных воротах храма
А это внутри ворот, вдоль стен. Самому храму, как уже упоминалось, не меньше двух тысяч лет. Но постройкам, по идее, – не больше 21 года. Для особо важных храмов существует система “Сикинэн Сэнгу” – духовное обновление. Регулярно все постройки возводятся заново, символизируя обновление древнего духа
Однако, Сикинэн Сэнгу – удовольствие сильно недешевое. И потому на всю страну не больше десятка самых важных и самых богатых храмов действительно перестраиваются полностью в положенные сроки. Включая и самый главный синто-храм – Исэ-дзингу. Остальные ограничиваются чисто формальной заменой каких-нибудь элементов
Симогамо-дзиндзя на настоящий момент составлет часть культурного наследия ЮНЕСКО и сохранение построек является одним из условий соглашения с ЮНЕСКО. Потому последняя реальная перестройка проходила в храме 34 года назад
Одно из основных зданий комплекса, где возносятся молитвы богам, покровителям Киото, перед омовением ног
Ну, и собственно подготовка к этому самому омовению. Надо снять обувь и носки и желательно закатать или как-то подвязать чересчур длинную одежду
Очередь голоногих
История фестиваля начинается во времена Хэйана, т.е. больше тысячи лет назад. На самом пике летней жары перед очередной сменой сезона с лета на осень (примерно половина года) столичная знать приходила в храм, который в то время был самым главным храмом Хэйан-кё, смыть накопившиеся за полгода грехи в священном пруду Митараси-ойкэ. Считалось, что омовение ног в этом самом пруду очищает душу и дарит здоровье на оставшуюся половину года. Также есть поверье, что беременная женщина, омывшая ноги в священном пруду в эти же дни, родит легко и безболезненно здорового ребенка
Здесь с желающих смыть грехи берут плату и выдают свечку, которую нужно будет поставить в пруду
Спуск в пруд. Из-под арки доносятся сдержанные восклицания. Вода оказалась совершенно неожиданно адски холодной, просто ледяной
Сбоку от “входа” в пруд есть небольшая часовенка с лампадкой, от которой и зажигают свечи
На выходе вытереть ноги (если есть чем) и надеть обувь
Там же наливают чистой священной воды из храмого источника. Можно помыть руки еще разок. Желающих обливают с головы до ног
И попить воды тоже можно. Вода очень холодная и вкусная
Листочки для специальных просьб к богам Симогамо-дзиндзя
Знакомая трехногая ворона. По легенде храма, бог Камотакэцуноми-но-микото спустился на землю именно тут и принял облик трехногой вороны. И в этом облике направлял первого японского императора Дзимму в его попытках организовать из диких японских племен единое государство
Просто так. На выходе из метро встретилась парочка, он и она, в одинаковых юкатах. Первый раз такое вижу не в рёкане или онсэне
Источник
Автор: Евгения (zajcev_ushastyj), 2.08.2013