Между «кирэ» и «кирянием» разница в 2-3 раза!
«Сакэ бывает двух видов, – задумчиво глядя в пол, изрек Сюхэй Огуро, владелец маленькой сакэварни в центре Ниигаты, – региональное и дешевое». Подняв голову, он с грустью посмотрел в окно, и мы поняли, что дешевого в Японии производится больше.
Несмотря на то, что за пределами Японии уверены, что все японцы пьют рисовую водку сакэ, этот продукт занимает всего 5% алкогольного рынка Страны восходящего солнца (75% захватило пиво), и водкой не является вообще. Сакэ (а если правильно, то нихонсю – «японское вино»), не является результатом перегонки, а количество содержащегося в нём спирта минимально. Градусов в хорошем сакэ никак не может быть больше 18, и оно является продуктом брожения, попросту говоря, брагой, но только брагой японской, настоянной на особых, столетиями отбиравшихся для этого сортах риса, и на специально подобранной для каждого сорта воде.
Кстати, отбором этим и занимались испокон веков такие вот маленькие сакэварни, как у господина Огуро, которые все еще существуют во всех уголках Японии. Их сакэ стоит дорого (дешевое – в пределах 2000 йен (20 евро) за двухлитровую бутылку), но оно действительно отличается на вкус от массовых сортов типа «Гэккэйкан» или «Одзэки». Огуро-сан с усмешкой прореагировал на нашу просьбу рассказать о том, как создается этот вкус, в двух словах описал нам процесс взаимодействия плесени, закваски, риса и воды, поедания какими-то бактериями выделяющихся при этом химических соединений (я так ничего и не понял), и снова с грустью посмотрел на нас. Чтобы как-то оживить беседу, я спросил мастера о том, что он думает, когда пробует по долгу службы дешевое сакэ. Огуро-сан снова усмехнулся, на мгновенье задумался, а потом ответил: «Ну, друг, и умеешь же ты хороший продукт разбодяжить!».
Как принято, сгустившуюся печаль мы решили изгнать с помощью дегустации. И тут господин Огура оживился. Оказывается, для того, чтобы правильно понять сакэ, его лучше налить не в традиционную рюмочку сакадзуки, а в европейский бокал – чтобы видна была консистенция. Глотнув напиток, его надо немного подержать во рту, вдохнуть через нос и прогнать дыхание через легкие, превращая его во внутреннюю энергию. В момент превращения сакэ можно проглотить – крепкий вкус при этом не будет заметен, а во рту останется приятное рисовое послевкусие. Такой метод называется «кирэ». Я попробовал (и пробую до сих, хотя региональное уже кончилось), и должен согласиться с мастером Огуро: «от кирэ вырастают крылья!».
Конечно, закусывать сакэ лучше японскими продуктами: свежей и вяленой рыбкой, морепродуктами, под конец – рисом и чаем (лучше всего подходят сэнтя и маття). Заедание сакэ жирной пищей – ускорение и без того недлинного у русских пути в могилу. А для того чтобы кирэ не превратилось в киряние, Огуро-сан советует выпивать после каждой рюмки сакэ чистой холодной воды – в 2-3 раз больше, чем было выпито сакэ. Оптимальная же доза японского вина в день, по мнению мастера, 360 мл. Обычно сакэ пьют холодным, но если есть желание, его можно подогреть до 30-40 градусов. Правда, не всякие сорта можно подогревать вообще – японские этикетки должны об этом предупреждать. Поэтому лучше не рисковать, а пить сакэ или охлажденным, или нормальной комнатной температуры. Главное – не спешить. «Нихонсю располагает к молчаливому созерцанию наедине с собой и даже к благородной грусти», – печально заметил мастер Огуро и разрешил нам забрать недопитые на дегустации бутылки с собой. С дорогим сакэ киряние нам все равно не грозит.
Автор: Александр Куланов
Фото: Ольга Андреева