Может ли «дворец аниме» спасти терпящую крах индустрию?
Поскольку основы аниме-индустрии начинают рушиться благодаря стремительному снижению оплаты труда художников и аниматоров, многие вовлечённые в эту сферу деятельности скептически относятся к планам правительства по поводу т. н. Национального центра медиа-искусств.
Хотя эти планы нацелены на продвижение японских аниме и видеоигр на постоянно «голодные» зарубежные рынки, критики удивляются: может ли «дворец аниме» спасти отрасль, находящуюся во всё более нестабильном положении?
«С прошлого года сокращается как количество выпускаемой продукции, так и бюджеты», – говорит Дзюнъити Такаги (Junichi Takagi, 35 лет), продюсер студии «Gonzo». – «Ранее контракт на 30-минутный ТВ-эпизод стоил 18 млн. иен, тогда как сейчас – только 13 млн. иен».
Хотя время, затрачиваемое на ручную прорисовку мелких деталей изображения, увеличилось, расходы на оплату труда остались прежними и, по словам Такаги, «в прошлом году более слабые компании начали выбывать из игры».
Объёмы аниме-индустрии в Японии сокращаются со времён её пика в 2005-2006 гг.: продажи DVD падают, распространение продукции через Интернет всё ещё находится на стадии развития, словом, кризис ощущается на каждом шагу.
«Здесь нет никаких «лишних» денег. Даже если бы я нашёл себе девушку, я не знаю, смог бы я женится или чего ещё», – говорит выглядящий усталым 24-летний аниматор.
В этой отрасли он трудится уже год и сейчас получает в среднем 70 тыс. иен в месяц. Согласно исследованию Японской ассоциации создателей анимации (JAniCA), аниматор в возрасте от 20 до 30 лет в среднем в год зарабатывает около 1,1 млн. иен. Текучесть кадров на уровне 80-90% и невозможность подготовки молодого поколения, что связано с тем, что зачастую производство осуществляется в других странах, привели к тому, что критики называют «опустошением» японской индустрии.
Итак, учитывают ли планы по созданию Национального центра медиа-искусств реальную причину этого кризиса?
«Мелкие производители нуждаются в финансовой помощи», – говорит Нобуюки Цугата (Nobuyuki Tsugata, 40 лет), адъюнкт-профессор истории анимации университета Сэйка (Киото), который, соглашаясь с центральным положением, гласящим, что важно сохранить материалы по истории аниме для потомков, утверждает, что сделать это можно без государственных средств.
«Это никуда не годится», – заявляет аниматор-ветеран Ёсикадзу Ясухико (Yoshikazu Yasuhiko, 61 год), работавший ещё над классическим «Mobile Suit Gundam». – «Аниме столь же крепко, как и сорняк. Они просто должны оставить его в покое. Я беспокоюсь, что наряду с этой помощью правительство начнёт диктовать свои формы выражения».
Однако, JAniCA решила своим авторитетом поддержать проект, представив правящей Либерально-демократической партии предложение превратить его в учебный центр для профессионалов аниме-индустрии.
«Мы могли бы также позволить туристам увидеть реальный процесс создания аниме», – говорит директор аудита проекта Дайсукэ Окэда (Daisuke Okeda, 33 года).
И, несмотря на скептицизм, этот проект на деле может дать возможность привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкивается мир аниме. Однако, что касается сбора, архивирования и выставления аниме-материалов, то у Управления по вопросам культуры почти нет конкретных предложений.
Продюсер видеоигр Цунэкадзу Исихара (Tsunekazu Ishihara, 51 год), который входит в состав комиссии по вопросам нового проекта, интересуется, сколько фактически центр сможет приносить: «Предполагаемый бюджет составляет 11,7 млрд. иен, т. е. примерно столько же, сколько у парка аттракционов, так что мы не можем ожидать слишком многого [от проекта]».
Хотя ещё многие вопросы находятся на стадии рассмотрения, работники сферы аниме надеются, что проект не превратится в пустой жест.
«Ещё 5-10 лет и подготовка нового поколения будет невозможна», – говорит Окэда.
И чем меньше остаётся времени, тем сильнее сгущается мрак.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 5.07.2009
Читайте также:
- Гигантская статуя ГАНДАМа осветит Одайбу
- Дебютный альбом пианиста Нобуюки Цудзии стал наиболее популярным фортепианным альбомом в истории чарта «Oricon»
- Японская полиция будет проверять личность покупателей сотовых телефонов
- Токио начнёт кампанию за Олимпийские игры 2016 г. уже в Пекине
- Будущее индустрии аниме стоит под вопросом