В память о неудачных изобретениях японских компаний
ТОКИО – Япония подарила миру плеер, микрокалькулятор и подогреваемые сиденья в туалете. Но путь к славе усеян промахами – такими как, например, радио в форме телевизора или «передвигающий тостер».
Эти и другие ретро-приборы – часть коллекции 49-летнего Кэнъити Масуды, посвященной ошибкам японских компаний на пути к технологическому лидерству 50-х — начала 60-х годов. Примерно за тридцать лет ему удалось собрать две тысячи таких не оцененных потребителями «неудачников».
«Путь к «классной Японии» был непростым», – сказал Масуда, упомянув рекламный лозунг, широко используемый как внутри страны, так и за границей.
Посмотрите на «Двойной телефон» от «Iwatsu Electric» – 2 скрепленных «спинка к спинке» телефонных аппарата с одной трубкой. Очевидно, он предназначен для двух человек, но пользоваться им можно только по очереди.
Еще одно чудо от «Fuji Electric» – сдвоенный вентилятор «Бесшумная пара». Это определенно пара, но не совсем бесшумная.
Рассматривая коллекцию Масуды, мысленно уносишься в другое время, когда «три заветных сокровища» – телевизор, холодильник и стиральная машинка – были показателями благосостояния для всех уважающих себя японских домохозяек.
Но первые японские телевизоры в середине 50-х годов тянули на трехгодовую зарплату специалиста со средним образованием. Тем, кто не мог позволить такую роскошь, быстро предложили оригинальную замену. «Sharp Cinema Super» – радио в форме телевизора стоимостью всего 10 900 иен – чуть больше, чем ежемесячный заработок госслужащего тех времен. «Однако, эффекта просмотра телевизора не получалось из-за неподвижного «экрана». Держу пари, тем, кто это приобрел, дома доставалось от жен», – говорит Масуда.
Газовая печь «GSF-1» от «Panasonic» в форме телевизора была самой дорогой моделью среди аналогичных приборов компании за тридцать лет. «Есть ли в этом какой-то смысл? Нет, просто телевизоры вызывали всеобщий восторг», – рассказал Масуда.
Еще одна занятная вещь – стиральная «спутникообразная» машинка – круглое металлическое устройство с ручкой для перемешивания грязного белья с водой и порошком. Её начали выпускать в 1957 году на волне ажиотажа по поводу запуска первого спутника Советским Союзом.
Ни «Quicky» – электрические ножницы от «Sharp», ни электрический открыватель консервных банок от «Toshiba», прозаически названный «CK-31A», не имели успеха у покупателей.
«Piano» – настольный вентилятор от «Hitachi», без явных на то причин сделанный в форме миниатюрного пианино, должен был дуть слегка ароматизированным воздухом.
Не надо путать «передвигающий тостер» от «Toshiba» с конвейерными тостерами в отелях – в нём есть отверстие для кусочка хлеба, который вертикально заезжает внутрь по железным направляющим, а затем появляется с другой стороны прибора. «Его не стали покупать. В крошечных японских кухнях просто нет места для устройства, по размерам и цене вдвое превосходящего обычные модели», – рассказал Масуда.
Его любимец в этой категории – устройство «Snack-3» от «Toshiba», которое одновременно подогревает молоко, поджаривает хлеб и делает яичницу. Потенциальным покупателям это могло понравиться. «Возможно, людям в то время нравился завтрак на западный манер… хотя это быстро надоело бы», – сказал Масуда.
Для него эти далекие от реальности приборы говорят о смелости японских компаний в период активного роста, который увенчался Олимпийскими играми в Токио 1964 года и запуском сверхскоростных экспрессов. «Они восхитительны. Компании, создавшие их, прилагали огромные усилия, чтобы угодить покупателям. Просто иногда эти усилия не давали результатов. Но все же это серьезные изделия, созданные взрослыми людьми для взрослых людей», – уверен Масуда.
Пройдя период проб и ошибок, японским компаниям удалось покорить мир в конце XX века. Созданный «Sony» плеер можно назвать воплощением японского «ноу-хау».
Но затем все разладилось. От казавшихся несокрушимыми в 80-х годах японских компаний «Panasonic», «Sharp» и «Sony» сейчас остались бледные тени того, что было раньше. Они вынуждены изо всех сил бороться с конкурентами из Южной Кореи и Тайваня.
По мнению Масуды, с ростом эти компании утратили былое проворство и способность к риску: «Разрастаясь, они стали много внимания уделять «маркетингу», «прибыльности», «безопасности» и так далее. Возможно, они разучились действовать быстро. Компании прежних лет были решительными и старались не упустить свой шанс. Промахи их не пугали».
Так почему бы им снова такими не стать? Этот вопрос озадачил Масуду: «Если бы я знал это, был бы президентом компании».
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 20.11.2012
Читайте также:
- Бытовую технику каких фирм предпочитают японцы?
- «Blu-Ray» в Японии сокрушил противоборствующий формат «HD-DVD»
- «NEC» и «Fujitsu» самые сильные бренды в области домашних ПК в Японии
- HD DVD окончательно проиграл Blu-ray
- Гиганты электроники увеличивают продажи мобильных телефонов с фирменными технологиями