Керамика Кутани-яки
В 1807 году, практически сто лет спустя после загадочного закрытия первой печи в Кутани, владетели Дайсёдзи решили восстановить Кутани-яки. И пригласили из Киото известного мастера Аоки Мокубэя.
Мастер открыл новую печь Касугаяма в местечке Утацу-яма. К сожалению, у мастера Аоки было свое представление о том, как должна выглядеть керамика Кутани-яки. И это представление в корне расходилось с мнением клана Маэда, пригласившего мастера. Конфликт закончился тем, что Аоки Мокубей покинул Кага-хан. Но даже недолгое его пребывание в Дайсёдзи возродило интерес местных жителей к производству керамики. Было заложено сразу несколько печей:
- Вакасуги в собственно Дайсёдзи, под присмотром и патронажем правителей Кага-хана.
- Оно в Дайсёдзи же, но под наблюдением и покровительством городского совета.
- Ёсидая в Ямасиро.
- Миямото, где установился стиль Иидая.
- Эйраку, по имени основателя Эйраку Вадзэн.
- Аоу Гэнъэмона в Комацу.
- Миндзан в Канадзаве, где продолжили традицию мастера Аоки.
Печи были центром, вокруг которого группировались мастера, создавшие и поддерживающие определенный стиль. Потому и стили Кутани-яки носят названия печей.
Осколки и остатки керамики времен Эдо, откопанные при археологическом исследовании старых печей.
Стиль Аоки Мокубэя – в китайских традициях, полноцветная картинка, представляющая фигурки в китайских одежках и интерьере, цветы и изображения животных также в китайском стиле. Понятно, что эта эстетика не очень понравилась патриотичному клану Маэда.
Стиль Ёсидая использует четыре из пяти основных цветов Кутани-яки (кроме красного) или традиционный стиль старого Кутани-яки, Аотэ, в зеленых и желтых тонах.
Стиль Иидая: тонкая графика в красных тонах, обычно изображающая жанровые сценки.
Стиль Эйраку: красная картинка с использованием большого количества золота.
Во времена позднего Эдо и начала Мэйдзи молодой и талантливый Сёдза Кутани установил свой отдельный стиль Кутани-яки. Он не стеснялся использовать анилиновые красители, завезенные из других стран, в сочетании с большим количеством позолоты. И стиль Сёдза Кутани был наиболее ярким, роскошным и запоминающимся на фоне более скромных традиционных. Именно стиль мастера Сёдза больше всего известен за пределами Японии как “Японский Кутани” (Japanese Kutani).
Процесс создания керамики в стиле Кутани-яки в двух вариантах: рисунок под глазурью и поверх нее. Самая правая тарелка – “сырая” заготовка. После первого, “бисквитного”, обжига при температуре 800 градусов в течение 8 часов заготовка становится терракотово-красной. На нее наносят “подглазурный” рисунок синим кобальтовым пигментом. Или не наносят, как показывает нижняя линия стрелочек. Заготовку окунают в будущую эмаль и она становится равномерно-белой. После обжига при температуре 1300 градусов в течение 15 часов заготовка с рисунком становится блестящей с проявившимся этим самым рисунком, а та, где рисунка не наносили – просто гладкой и блестящей.
Собственно, керамика с “подглазурным” рисунком на этой стадии и завершена. А вот для керамики с рисунком поверх глазури все только начинается. На снимке выше показано, как наносится рисунок на заготовку. И какие цвета он приобретает после финального обжига. На сем теоретическую часть будем считать законченной.