Курама – северный страж Киото
Тэнгу – буквально «небесные собаки», люди-демоны, будучи персонажем синтоистской мифологии, несли на себе, как это часто бывает в народных верованиях, двойную смысловую нагрузку. С одной стороны они были противопоставлены людям, опасны для них и сторонились людей (как и люди сторонились самих тэнгу). Демонам с огромными носами и крыльями за спиной приписывалось всё самое ужасное, что могло случиться в глухих горных районах и, прежде всего, здесь – на горе Курама. Вот как описывал это уже в наше время популярный писатель Ёсикава Эйдзи: «Люди говорили, что в одном из ущелий горы Курама поселилось племя тэнгу, и, когда по ночам вспышки молний сквозь нависшие облака озаряли ущелье, это означало, что тэнгу устроили пир.
Ни один человек не осмеливался спускаться в то ущелье, потому что тэнгу сбросили бы его с верхушки самого высокого дерева или же разорвали бы своими клювами на клочки. Во всех деревнях вокруг горы Курама многие поколения людей слышали истории о тэнгу, и никто не сомневался, что демоны по-прежнему жили в ущелье, потому что продолжали совершаться самые невероятные поступки: они сбрасывали со склонов горы валуны, низвергали потоки, которые смывали урожаи риса на окрестные деревушки, подобно дождю сыпались камни. А в последнее время новые рассказы о творимых ими бедах вселяли ужас в деревенских жителей».
[Так скрутить дерево мог тольо тэнгу]
С другой стороны, тэнгу могли по собственному желанию и усмотрению помочь человеку, наделив в него сверхъестественными силами и возможностями. Классическим примером такого вмешательства в дела людей стала легенда о Минамото Ёсицунэ (1159-1189 гг.) – первом крупном герое самурайского эпоса. Наследник клана Минамото, Ёсицунэ был оставлен в живых после поражения его рода в борьбе с другим могущественным самурайским кланом – Тайра с условием, что он станет священником. Однако обучение в храме на горе Курама дало неожиданные результаты. Наставником Ёсицунэ, носившего тогда еще детское имя – Усивака, стал воинственный тэнгу по имени Содзёбо, по ночам обучавший в его боевым искусствам, давший ему необыкновенную силу, фантастическую – совсем в духе современных китайских боевиков прыгучесть, и непревзойденное умение в работе с оружием. В результате Ёсицунэ покинул гору Курама, чтобы объединить силы Минамото, и в конечном счёте разбил ненавистных Тайра.
«Сказание о Ёсицунэ», написанное, правда, столетиями позже, повествует: «В таком предприятии, как мятеж, не обойтись без знания военного дела и без телесной силы и ловкости. Усивака решил начать с телесных упражнений, однако вокруг Токобо всегда было множество людей, и тут ничего не получалось. Между тем в горах Курама есть место, именуемое долиной Епископа. В стародавние времена какие-то люди, забытые ныне, поклонялись явившемуся там светлому божеству Кибунэ, подателю дождя, прославленному многими чудесами.
[Охранный амулет за 400 йен]