Новости из Японии

Японский фонд сменил ориентацию, и отколдун Сасакава не нашёл в России японистов

31st July 2009

Японский фонд сменил ориентацию, и отколдун Сасакава не нашёл в России японистов

В разделе Авторский взгляд |

Японские советологи-пропагандисты продолжают отжигать. Только вчера мы с помощью Егора Абуная говорили о “русско-японском опиньон-сайте”, и на тебе снова.

На этот раз в дело ввязался сам Ёхэй Сасакава – глава Японского фонда, крупнейшей организации в этой стране, несущей ценности своей действительно великой культуры во внешний мир “с целью создания и укрепления позитивного имиджа Японии”. Какие же новые (и старые) открытия делает столь уважаемый человек, на имя которого молятся многие тысячи культурных реципиентов в десятках стран мира, обожающих аниме, икебану и дзен-буддизм?

К сожалению, начало не выглядело многообещающим: “После визита Владимира Путина (в мае этого года) в Японию, вопрос о нашей северной территории вновь привлек внимание общественности“.

Может, дальше не читать – про “вашу северную территорию”? Нет? Потерпим? Ну, как хотите.

Исторически 4 острова были исконно японской территорией, и обоснованность требования Японии о их возвращении в полном составе не подлежит сомнению. Между тем, за 60 с лишним лет после окончания прошлой войны международные обстановки существенно изменились. И военная значимость 4 северных осторов снизилось, и национальное движение за их возвращение претерпевает определенное «выветривание», – продолжает Сасакава-сан, и его фраза про “выветривание” звучит уже интереснее. Это уже что-то новенькое, не то что старая песня о главном – “исторической обоснованности требований”. Но дальше – ещё увлекательней!

Одними восклицаниями «Отдайте!» дипломатические переговоры не могут продвигаться. Природные ресурсы Сибири, в частности природный газ и нефть, стали жизненно необходимыми для Японии, которая в настоящее время практически полностью опирается на энергоносители с Ближнего Востока. А для России не может быть лучшего партнера чем Япония, которая располагает и финансовым и техническим потенциалами, и в то же время является миролюбивым государством“, – говорит выдающийся человек и …. это вас обнадёживает? Не расслабляйтесь!

Если это так, то можно было бы найти ключ к решению запутанного территориального вопроса, путем поиска точек совпадения интересов друх стран. Речь идет о такой схеме, по которой Япония и Россия признали бы друг друга «нужным» и росийское правительство убедило бы своего народа в том, что «выгоднее отдать 4 острова, чем их держать при себе».

Ну вот, наконец-то – вернулись на круги своя, а то даже напугал нас г-н Сасакава. Ну, конечно же, про “выветривание” и про сотрудничество – он не всерьёз. А всерьёз совсем о другом: Россия жить не может без Японии, и выгоднее нам отдать свою территорию, чем ей владети!

Не задерживаясь на шаблонах по поводу миграционной ситуации на Дальнем Востоке (на конвейере их, что ли придумывают?), “китайской опасности” и обещании шефа Японского фонда привести на острова японский бизнес, а также на целом ряде удивительно практических предложений (“Было бы неплохой идеей установить совместный контроль над промыслом камчаткого и колючего крабов, ресурсы которых за последнее время значительно истощены в результате беспорядочной ловли” – действительно, чего бы японцам не поконтролировать нашего краба? А иранцам – белугу? А китайцам – тайгу?), перейдём к особенно интересной части, имевшей до сего дня большее отношение к деятельности Японского фонда, чем политико-экономические прожекты.

Хотел бы также отметить, что в России слишком мало знают о Японии, там удивительно мало экспертов по Японии. Поэтому помимо того, чтобы направить им подготовленную стратегию в качестве нашего обращения с целью углубления познание русского народа о Японии, необходимо одновременно ускорить установление и развитие человеческих контактов с ними“.

Честно говоря, я сначала не понял, о чем говорит г-н Сасакава. Подумалось нелепое: неужели глава Японского фонда не знает о многочисленных неудовлетворённых заявках на стажировки, поступающих от российских японоведов, не знает о таких же оставшихся без внимания заявках на издательские, культурные проекты, о приглашениях представителей Японского фонда на мероприятия Ассоциации японоведов, множества других обществ и организаций, развивающих именно “человеческие контакты”, где наши японские гости в снова и снова говорят нам об отсутствии бюджета и скудости финансирования сотен этих самых программ и проектов? Неужто это от него скрывают? Что греха таить, и сам я не раз встречался с этими людьми, и не раз и не два мне самому отказывали в моих заявках, и даже письма благодарственные получал (“Спасибо, Ваше мнение было очень ценным для нас, но…”) – милейшие, образованнейшие люди.

А как же пресловутый “японский бум”, охвативший якобы Россию, о котором со слезами умиления рассказывают почётным японским гостям близкие к их телам пиарщики? Да неужели ж утаили?

А потом до меня дошло. Японисты тут ни при чём. Они элементарно не знали, просто не в курсе были, что Японский фонд резко сменил ориентацию. Что его больше не волнуют проблемы археологии, истории и тем более имиджа Японии – всё это сущая ерунда, как говорит какой-то “гламурный подонок” в телерекламе!

“Эксперты по Японии” – это вовсе не японисты, японоведы и японологи, как я сначала подумал! Настоящие “эксперты” это те, кто готов убедить свой народ в том, что «выгоднее отдать 4 острова, чем их держать при себе»! А уж разбирается он на самом деле в японских вопросах или нет – дело десятое. Более того, практика показывает, и Сасакава-сан своими словами косвенно это подтверждает, что как только начинает разбираться, сразу почему-то перестаёт быть “экспертом” – прямо наваждение какое-то…

Да, конечно, всё это было и раньше – путь к сердцу Японского фонда лежит через “северные территории“. Но никогда ещё регулировщик, стоящий на этом пути, не был так откровенен и циничен…

Что ж, как же быть тем, кто готов стать “экспертом”? Очень просто: “…для того, чтобы это [сотрудничество] было реализовано, необходимо заранее отколдовать себя от территориального спора“. Отколдовать? Да не вопрос – от одного этого выражения можно заторчать! Давайте отколдуем. А условия?

При этом необходимо учесть, что вопрос территории является серьезным вопросом, так как он касается престижа государства и даже ее существования“.

Интересно, чьего именно существования? В зависимости от ответа станет понятно, это диагноз или угроза?

И с точки зрения исторического процесса, и с точки зрения международного права, исходной точкой является полное возвращение всех 4 островов Японии. Предпосылка эта весьма непростая. Но я убежден, что можно найти такой вариант, который позволял бы нашим государствам создать отношения с выгодой для обоих, если предлагаемая мной новая организация смогла бы широко привлечь умы со всех сфер. И только тогда из горла будет удалена кость, имя которой территориальный вопрос, и будут открыты перспективы для двусторонних отношений 21 века.

Да ладно вам – чего уж проще? Варианты известны: он один. И дальше обсуждать нет смысла. Хочу только закончить словами г-на отколдуна Сасакавы, мелькнувшими в середине текста: “сегодня мы нуждаемся в умах в более широком масштабе“.

Нуждаетесь. Ой, как нуждаетесь!

Источник
Автор: Александр Куланов, 31.07.2009

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100