Отчёт о конференции Ассоциации японоведов: «Все будет, но не сейчас»
14 ноября в Москве прошла первая научно-практическая конференция Ассоциации японоведов «Российско-японские отношения на современном этапе: будет ли качественный сдвиг?». Специалисты сошлись на том, что сдвиг уже был, а следующий качественный прорыв в российско-японских отношениях если и произойдет, то не скоро.
Высокий уровень развития двусторонних отношений на сегодняшний день был отмечен уже в первом докладе, представленном ректором дипломатической академии МИД РФ Пановым А.Н., и потом упоминался и анализировался практически в каждом выступлении. Однако, почти все выступавшие были далеки от оптимизма: если количественные показатели во всех областях, начиная от товарооборота и до контактов на политическом уровне растут и радуют глаз, то качественное содержание этих цифр оставляет желать лучшего.
Так, при довольно частых политических переговорах – как указал заместитель директора департамента стран АТР МИД РФ Латыпов Н.М. – в год проводится примерно две-три встречи на уровне министров иностранных дел, а в прошлом году была создана площадка для стратегических переговоров на уровне заместителей министров. Содержание этих встреч сводится к попытке японской стороны обсудить заключение мирного договора. При этом японская сторона первостепенное значение придает решению территориального вопроса. Как отметили многие выступавшие, в том числе господин Панов и заместитель директора института Европы РАН Носов М.Г., японская сторона утверждает, что после заключения мирного договора, то есть разрешения вопроса об островах, в российско-японских отношениях наступит «золотой век».
Однако российские специалисты так не считают. По их мнению, кардинальное улучшение отношений между государствами произойдет, в первую очередь, после преодоления недоверия, которое японцы испытывают к России. Само чувство недоверия господин Носов, например, связывает с отсутствием в России устойчивых демократических институтов, экономической и политической транспарентности. Ректор экономической школы при МЭР РФ Буренин В.А. сказал об основной причине этого недоверия на уровне бизнес-контактов: это разница в менталитете россиян, стремящихся извлечь прибыль как можно скорее, и японцев, ставящих гуманистические ценности во главу угла.
Как один из важных показателей недоверия к России руководитель Центра исследований Японии ИДВ РАН Павлятенко В. Н. назвал появление в японских официальных документах в прошлом году термина «угроза с севера», который не применялся с 1993 года.
Как еще одно препятствие к дальнейшему развитию отношений между странами называлась экономическая отсталость дальневосточных регионов России. Как отметила ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН Лебедева И.П., именно из-за плохо развитой инфраструктуры и других низких экономических показателей российский дальний восток не может принять участие в динамичном процессе оптимального перераспределения производств, который проводят сейчас японские компании в восточно-азиатских странах, меняя дислокацию своих заводов. По оценкам госпожи Лебедевой, в ближайшие 10-15 лет Россия может извлечь прибыль из этого процесса, только используя дополнительные рынки сбыта сырья.
О недостатках российской экономики, менталитета и политической системы на конференции говорилось довольно много, при этом в качестве главных средств исправления этих недостатков были названы политическая воля, изменение системы обучения профессиональных кадров и либерализация экономики. Как отметили выступавшие специалисты, хотя товарооборот между двумя государствами за последнее время значительно возрос, его структура довольно нелестна для России: примерно 90% нашего экспорта составляет генеральное сырье, а три четверти машин и оборудования, импортируемых в Россию составляют транспортные средства.
Что касается территориального вопроса, который так волнует Японию, то среди выступавших только двое высказались за его скорейшее разрешение. Подавляющее же большинство специалистов говорили о том, что определение границ между государствами – дело далекого будущего, а на развитие двусторонних отношений, вопреки утверждениям японской стороны, этот вопрос не оказывает кардинального влияния. По замечанию господина Павлятенко В. Н., демаркация границ должна быть не предпосылкой, а результатом развития партнерских отношений между странами. К разрешению этого вопроса не готова сейчас и сама Япония. Господин Панов заметил, что российские политики заявляли о готовности разрешить территориальный вопрос на основе декларации 1956 г., однако пришедший к власти в 2001 году Дзюнъитиро Коидзуми «разгромил» японских сторонников «компромисса», наказав 35 дипломатов, и переговоры так и не сдвинулись с мертвой точки. В качестве еще одного препятствия к разрешению территориального вопроса господин Панов назвал политическую нестабильность Японии: после Коидзуми премьеры меняются каждый год, и принимать компромиссное решение в таком важном с точки зрения общественного мнения вопросе никто не рискует.
В завершении конференции Молодякова Э.В. коротко рассказала об изданиях Ассоциации японоведов. Помимо периодических журналов, выпускаемых Ассоциацией, в последнее время появилось или готовятся к выходу в печать несколько учебников, таких как «История японского театра: Древность и Средневековье: сквозь века в XXI столетие» Анариной Н.Г. , «Теоретическая грамматика японского языка» Алпатова В.М., Аркадьева П.М. и Подлесской В.И., а также учебник по истории религий Японии.
Автор: Анна Власова-Мрдуляш, 16.11.2008