Пипл хавает. Японофильский гламур
Побывал намедни на открытии очередного японского мероприятия и испытал смешанные чувства: вроде бы все хорошо, все обычно, знакомо, но что-то настолько не так, неправильно, что теряешься и хочется поскорее это место покинуть. Вчера я понял, в чем причина.
Вернувшись с мероприятия, я принялся перечитывать многочисленные и красочные пресс-релизы, которые предупредительные девушки вложили мне в папочку. Сначала подумалось, что причина странного дискомфорта в душе вызвана соединением не очень грамотного, написанного по англоязычному образцу (запятые едва ли не после каждого слова), но пафосного пресс-релиза с речью устроителя выставки на ее открытии (“во время войны у каждого офицера была офицерская самурайская шашка”, “Мы очень долго готовили эту выставку, но в конце концов поняли, что все-таки придется поехать в Японию”). Но нет, дело не в этом.
Причина стала ясна, когда я взялся за пресс-релиз чайной церемонии. Всего несколько фраз развеяли туман:
” Издавна тяною была непременным атрибутом встреч японских, философов, поэтов и художников”
“…чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль…”
“Сначала гости (обычно пять человек) проходят по саду…”
“Подается легкая закуска и сладости”
“Во время перерыва хозяин должен поменять украшение комнаты”
И еще одна цитата, но уже не из пресс-релиза, а из уст одного из устроителей мероприятия:
“- Чем оно отличается от предыдущего, которое проводил…?
- Как чем? Оно же интерактивное!”.
Вот теперь все срослось: это шоу. Нет тут никакой традиционной Японии, от трескотни о “ритуально-философской” сущности которой на открытии болели уши. Нет той Японии, о которой они слышали от кого-то, кто где-то когда-то что-то читал, и визуальные представления о которой ограничены фильмом “Последний самурай”. Та Япония интровертна, направлена в себя, а это непонятно, этому учиться надо, а зачем? Люди любят шоу, чтобы круто было, непонятно и клёво – чтобы пипл хавал…
Я по собственному неразумению попал на шоу, спектакль “на вынос”, да еще с собственным пониманием того как это должно происходить. Отсюда и объединение в “пятерки” на чайную церемонию (логично же, если у нас выпить, то втроем, а у них – впятером), и “легкие закуски” (интересно, что это – ведь сладости помянуты отдельно? Колбаски мечом порубят?). А театральное прошлое устроителей выдает стремление обязать хозяина тяною сменить украшения в антракте…
Любое мероприятие на японскую тему должно быть максимально “интерактивным” и “ритуально-философским” – это главная гарантия того, что никто не поймет, в чем его смысл, а это – круто! Побольше слов, побольше мистики, побольше цинизма – людям это нравится, и “бешеные дятлы” слетаются суетливыми, разноголосыми стайками. Их ждут окормляющие: на столике прессы – журнал с непонятным названием и фотографией Ивана Охлобыстина в рясе на первой полосе обложки и самурайскими доспехами – на последней. Открытие – в 20-30 – гламурное время, приедут тусануться реальные челы – это для них.
Я не против, Япония тем и хороша, что она у каждого своя. У этих ребят своя. Они шоумены, и Япония у них – шоуменская, смешная, гайджинская. Интерактивная, короче…
Автор: Александр Куланов, 23.10.2008