Комаки Курихара: японская звезда советского кино
- Говорят, вы очень быстро выучили русский язык?
- Просто я училась у хорошего филолога и особенно усиленно занималась фонетикой. Когда мне пришлось заниматься озвучанием, мне сказали, что если я не справлюсь с ударениями, то пригласят дублера, поэтому я очень старалась – японская публика не поняла бы, если бы моя героиня разговаривала не моим голосом.
- А помимо разбитых тарелок запомнились какие-то любопытные эпизоды со съемок?
- Их было так много, что я просто теряюсь… Помню, например, как мы ехали в синкансэне из Токио в Хиросиму и Митта-сан непрерывно рассказывал анекдоты. Я хохотала всю дорогу и не заметила, как доехали, а расстояние это немаленькое! Когда снимали «Мелодии белой ночи» в Ленинграде, до утра остались за разведенными мостами, в настоящую белую ночь накрывали стол и веселились до упаду! Нам было очень весело!
- У вас был уже какой-то интерес к России и до начала съемок?
- Да, да, я очень интересовалась Россией, ее культурой, когда еще училась в балетной школе в Японии, чувствовала себя очень близкой к России. Когда же в Японию приехал Гагарин, я была на встрече с ним и вручала ему цветы – я помню эту встречу до сих пор. Россия для меня тогда была страной, где соединилась передовая наука и высочайшая культура.
- А после съемок отношение к России изменилось?
- Я по-прежнему люблю эту страну.
- Что именно вам нравится, а что не нравится в России и в русских?
- Я очень люблю Россию. Люблю ее людей, искусство, города. Мне все это очень нравится. Я люблю Россию особенно как страну искусства. Недавно, кстати, мы поставили спектакль «Мамаша Кураж и ее дети», пригласили русского режиссера Александра Марина, и он работал с этим проектом. Очень люблю русскую литературу, философию. Люблю Чехова, Толстого, Достоевского.
Что не нравится… Говорят, где нет преступности – нет свободы. Я с этим не согласна категорически. Меня беспокоит, что в России неспокойно, что растет преступность. Но и у нас в Японии такая же тенденция – происходит много ужасных событий. Я считаю, что XXI-й век будет веком борьбы с преступностью.
- Я слышал, что вы снимались в «Экипаже» бесплатно – на дружеских началах.
- Да, просто, когда снимался «Экипаж», я была в Москве на кинофестивале. У меня был небольшой эпизод, в котором я сыграла с большим удовольствием. «Шаг» снимался примерно также. Я снова была на кинофестивале, и Митта-сан сказал, что если я не соглашусь, то фильм не состоится. Конечно, я согласилась. И не жалею.
- Когда вы последний раз были в России?
- Где-то на рубеже перестройки. До этого несколько раз приезжала на кинофестивали и работала на съемках одного японского телепроекта, посвященного истории царской династии.
- Хотели бы побывать в России – она ведь сильно изменилась за это время?
- Да! Очень хочу посмотреть новую Россию и старых друзей!
- А вы не поддерживаете с ними отношения: с Соломиным, Миттой, Соловьевым?
- Я всегда встречаюсь с ними, когда они приезжают по делам в Японию. У меня вообще много русских знакомых, которых я очень уважаю: Сергей Юрский, который ставил здесь «Тему с вариациями» Самуила Алешина – с этого спектакля начался мой театр, Чурикова-сан, Табаков-сан, Высоцкий-сан, Варламов-сан и Месерер-сан, Олег Ефремов, Олег Янковский, Настя Вертинская. Когда я была в Москве, еще давно, очень хотела попасть в театр на Таганке на «Гамлета». Высоцкий встретил меня на машине и проводил в театр. Любимов-сан принес мне стул, и я сидела на его стуле – мест свободных в зале не было.
Многие другие – не могу всех сразу вспомнить. Никита Михалков, Анатолий Эфрос…
- Насколько я знаю, он приезжал в Японию, чтобы специально для вас поставить спектакли.
- Да, это правда.
- В Японии сейчас проходит много русских культурных мероприятий, например, театральные фестивали в Сидзуока…
- Да, я очень часто бываю на спектаклях, на симпозиумах. Недавно снова смотрела «Гамлета», познакомилась с театром-мастерской Петра Фоменко.
- Комаки-сан, если можно, расскажите немного о вашей жизни в последние годы. Говорят, что у вас свой театр, что ваш брат режиссер, так ли все это?
- Да, это все правда. Я продолжаю работать. В этом году я снялась в новом фильме, я по-прежнему руковожу своим театром – это театр антрепризы. Мой брат, которого вы видели, работает режиссером. Мы ставим спектакли, приглашаем хороших артистов, режиссеров. Вот в 2004 году планируем снова пригласить Александра Марина – поставить «Антония и Клеопатру». Помимо работы в кино и в театре, я являюсь специальным советником ЮНЕСКО в Комитете по оказанию помощи детям Восточной Азии – скучать не приходится.