Пришло время наказывать водителей, которые оставляют двигатель включенным
Долгие годы я утверждал, что японским городам нужно больше угонщиков автомобилей. Ежедневно мы видим автомобили с работающими двигателями, припаркованные у магазинов, парков, супермаркетов и вокзалов. Как-то ночью в маленьком городке я увидел водителя «Мерседеса», который пошел в магазин, не заглушив двигатель.
Заботясь об окружающей среде, я спросил его: «А вы не собираетесь заглушить двигатель?». Он подумал, что я беспокоюсь о преступности и сказал: «Не волнуйтесь, здесь машину никто не угонит».
Кажется, что многие люди беспокоятся из-за Киотского протокола, но только не на улицах Киото. По данным экспертов, даже когда автомобиль движется по улицам, более 80% энергии сгоревшего топлива рассеивается в виде тепла. Когда автомобиль стоит, пониженная температура двигателя затрудняет работу каталитического конвертора выхлопных газов. В результате автомобиль выбрасывает неотфильтрованную смесь вредных газов. Может ли сознательный гражданин что-то сделать, когда видит автомобиль, бесполезно работающий на холостом ходу?
Из этого вопроса возникла кампания «Желтых карточек за оставление автомобиля на холостом ходу». Я напечатал набор карточек размером примерно с подставку для стакана с намерением «наказать» водителей, оставляющих автомобили работающими на холостом ходу. На момент написания этих строк наша небольшая команда добровольцев попыталась повлиять на 200 человек, указав им, что моторы, работающие на холостом ходу бесполезно расходуют дорогостоящее топливо и выбрасывают парниковые газы.
Почему карточки желтые? У нас нет полномочий заставлять людей заглушать двигатели их машин, и мы хотели скорее поощрить сотрудничество, чем вступать в конфронтацию. Деликатно предупреждающая карточка, такая как используется судьями в футболе, была очевидным выбором.
Вместо того, чтобы просто прикрепить карточку на ветровое стекло, мы попытались вовлечь каждого водителя в дискуссию. «Проблемы окружающей среды – это не вопрос будущего – это вопрос сегодняшнего дня», – говорили мы. Или: «Не будет ли лучше выключить мотор?» Только после того как необходимый личный контакт был установлен, мы вручали желтую карточку и призывали водителя прочесть напечатанную на ней информацию.
Мы увидели, что можем добиться прямого, немедленного результата всего за 30 секунд беседы: целых 65,5% водителей, с которыми мы говорили, выключали моторы своих машин, некоторые даже одобрительно показывали нам большой палец или знак ОК. Сравните это с маркетинговой практикой, такой как рассылка рекламы по почте, которая дает только 2-3% ответов. Люди могут пожать плечами, глядя новости по телевидению, но когда живой человек подходит и просит выключить двигатель, споры по поводу глобального потепления оказываются в непосредственной близости от них.
Из 34,5% желтых карточек, не принесших результата в виде выключенного двигателя, наиболее обычной причиной было просто отсутствие водителя, с которым можно было бы поговорить. У нас было только два варианта выбора – залезть в машину и забрать ключи или прикрепить карточку на ветровое стекло. Мы выбрали второй вариант, хотя идея забрать ключи была крайне соблазнительной.
Среди людей, с которыми мы говорили, но которые не заглушили двигатели, были водители машин для развозки продуктов с холодильниками и таксисты, которые настаивали на том, что включенный двигатель нужен, чтобы работало диспетчерское радио. Видя переутомленных сарариманов, дремлющих в машинах, мы обычно прикрепляли карточку на стекло, но если те вызывающе припарковались в тени деревьев вблизи общественных парков, мы стучали в окно и просили выключить двигатель.
Среди утомительных разговоров с сотнями людей были несколько забавных моментов. Одна молодая женщина, одетая в мини-юбку, сидевшая на пассажирском месте, попыталась перелезть на водительское кресло, чтобы повернуть ключ, но остановилась, осознав, что при этом оголится. В нескольких случаях водители в панике уезжали при виде приближающегося к ним иностранца.
В течении кампании мы отметили распространенность водителей, которые сидят в машине на парковке, и увлеченно возятся с мобильными телефонами, игровыми приставками, радио и телевидением, занимаясь тем, что я обозначаю «гаджетомастурбацией». Доступность большого количества электронных развлечений делает машину изолированной игровой кабинкой, не только выбрасывающей загрязнения, но и отбивающей охоту у водителя выбраться наружу и размять ноги.
Были и такие люди, которые как каменной стеной отгородились, отказываясь даже приоткрыть окно, чтобы выслушать нас, не говоря уж о том, чтобы заглушить двигатель. Но эти были заметны своей немногочисленностью. Из 200 людей, с которым мы побеседовали, нашлось всего 7 – т.е., 3,5% тех, кто полностью нас игнорировал. Неудивительно, что двое из них были в «Мерседесах» и один – в «BMW». С другой стороны, человек в «Ягуаре» был очень вежлив и выключил двигатель, извиняясь за беспечность. Делайте свои выводы.
Доктор философии Шибли Набхан, живущий в Японии журналист и консультант по коммуникациям.
Эта заметка вмервые опубликована в журнале Metropolis.
Перевод на русский: Сергей Хильченко для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 4.06.2010